В Китае готовятся запустить первую космическую станцию

Как известно, план китайского космического пилотируемого проекта разделен на три этапа. Первый этап – космонавт в космосе. Второй этап – несколько космонавтов несколько дней в космосе, выход космонавта в открытый космос, стыковка корабля с космическим модулем и запуск краткосрочной космической пилотируемой лаборатории. Третий этап – создание постоянной космической станции.

В настоящее время первая космическая лаборатория «Тяньгун-1» ("Небесный храм"-1) уже доставлена на космодром Цзюцзюань в провинции Ганьсу. Её запуск ознаменует собой окончание второго этапа и заложит основу для реалиации третьего.

Как сообщает эксперт китайского пилотируемого проекта, «Тяньгун-1» является только прообразом будущей космической станции. В этом и следующем годах планируются запуски кораблей «Шэньчжоу-8», ««Шэньчжоу-9» и «Шэньчжоу-10», которые будут стыковаться с «Тяньгун-1». Если стыковка «Шэньчжоу-8» с «Тяньгун-1» пройдет успешно, то «Шэньчжоу-9» полетит с космонавтом.

Проектный срок эксплуатации «Тяньгун-1» только два года. Ее цель – провести испытательные стыковки без человека и с человеком, накопление опыта для создания космической станции. Сегодняшний «Тяньгун-1» не является настоящей космической станцией, а только лабораторной платформой. В отличие от космической станции, срок космической лаборатории обычно меньше 5 года, у нее тесное пространство внутри, стыковок не больше двух, позволяет проживать космонавту здесь только несколько дней, однократно взяв топливо и другие необходимые запасы.

Одна из главных задач «Тяньгун-1» - стыковка. РФ и США успешно освоили технику пилотируемой стыки с поддержкой на Земле. Россия занимает лидирующее место в этой области. Используя транспортную способность кораблей, Россия развивала пилотируемую станцию нескольких поколений. Вслед за ней - Европа и Япония имеют заметные достижения в этом.

«Это очень сложная техника. Два космических аппарата идут по одной прямой линии в нулевой сравнительной скорости на расстоянии около метра», - сказал профессор Цзяо Вэйсинь из института Земли и Космоса при Пекинском университете.

Форм стыковок сейчас существуют две. Россия пользуется традиционной. Американская - более передовая. Она предоставляет космонавтам более широкое пространство для входа и выхода. США используют автоматическую технику сближения кораблей, потом вручную завершается стык. Таким образом, обеспечивается высокий коэффициент успеха.

Чи Фажэнь – академик инженерии Китая и международной космической науки, бывший генеральный инженер системы пилотируемого корабля Китая, рассказал, что в течение двух месяцев после запуска «Тяньгун-1» научные сотрудники будут всесторонне проверять его функции. Если все будет стабильно и нормально, запустят «Шэньчжоу-8» и совершат испытание непилотируемой стыковки. После короткого совместного полета «Шэньчжоу-8» расстанется с «Тяньгун-1» и возвратится на Землю. Процесс состоит из 4 этапов: дальний, ближний, сильно близкий и стыковка.

Как лаборатория, «Тяньгун-1» проведет эксперименты: наблюдение Земли, космические овощи, навигационное позиционирование. По словам Чи Фажэня, Китай уже договорился с Европейским Союзом о размещении в «Шэньчжоу-8» экспериментальных аппаратов.

Вслед за «Тяньгун-1» Китай запустит «Тяньгун-2». В нем будет больше пространства. Кроме жилой капсулы будет капсула объединения, которая может соединять с несколькими лабораториями.

По словам эксперта, примерно в 2020 году Китай создаст свою космическую станцию. По техническому уровню она будет соответствовать другими космическими станциями. По масштабу, конечно - небольшая: всего 60 тонн с тремя капсулами и тремя космонавтами. Напомним, Международная космическая станция – это 419 тонн, 10 капсул и 6-7 человек.

Впрочем, в Китае гордятся, что это будет собственный проект.

«Китайская станция создана Китаем самостоятельно, а международная станция финансировалась 16 странами», - подчеркнул Цзяо Вейсинь.

"Байкал24"

по материалам



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ