Моя маленькая, но уютная школа

Сельские учителя в Приангарье живут лучше городских

Накануне Дня учителя принято рассказывать о передовых преподавателях, внедряющих новые образовательные технологии в больших городах. Но надо помнить и о педагогах из глубинки, которые не хватают звезд с неба и гордятся не громкими именами своих выпускников, а тем, что они становятся нормальными людьми – добрыми, порядочными, трудолюбивыми. Мы решили написать о сельских учительницах. Три дня назад корреспонденты газеты «Областная» побывали в малокомплектной школе деревни Быстрой Слюдянского района, где учится всего 16 ребят. Там удивительным образом переплелись прошлое и настоящее: к занятиям преподаватели готовятся с помощью Интернета, а звонок на урок дают в старинный медный колокольчик. Эти женщины считают, что им повезло больше, чем городским коллегам, ведь в деревне и зарплата выше, и воздух чище, и родители отзывчивее.

Колокольчик с буквой «ять»

«Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников. Н.И. Пирогов» – такой лозунг встречает всякого, кто заходит в быстринскую школу – маленькое свежевыкрашенное здание в центре деревни. Этому учебному заведению и впрямь приходится брать не числом, а умением. Сегодня во вторую смену здесь занимается всего семь ребятишек – это ученики первого и третьего классов. Звонок на урок дает Лариса Валентиновна Губина. Женщина она еще довольна молодая, а в газетах обычно по отчеству называют только людей, убеленных сединой, но мы представим наших героинь именно так, по своей заведенной еще с первого школьного дня привычке.

И вот на часах 12.00. Лариса Валентиновна берет со стола начищенный медный колокольчик и по всему дому – а здесь образовательное заведение считают именно домом – звучит мелодичный звон, совсем не похожий на резкие высокие звуки электрического аналога.

– Это старинный, еще дореволюционный колокольчик, – негромко поясняет директор начальной школы N 5 Светлана Петровна Пономаренко. – Там даже буква «ять» выгравирована. Когда мы даем в него позвонить ученикам, для них это большая честь.

Этот колокольчик – единственное, что осталось от старой школы. Стояла она на самой окраине деревни в местечке Анчук. Но там было небезопасно. Добираться на занятия приходилось порой через разлившуюся речку, а у околицы частенько замечали волков. В середине 1980-х годов таежное село, известное всей области своим зверопромхозом, активно застраивалось, и школу решили поставить в центре. Прежнюю же раскатали по бревнам. А десятилетие спустя такая же участь постигла и звероферму.

– Я переехала в Быструю в 1993 году по семейным обстоятельствам, мне пришлось оставить работу в Слюдянке. Когда оказалась здесь, то никакого чувства, что попала в глухомань, не было. Ведь тогда в школе занималось около 60 детей. А потом, после того как работы в селе не стало, учеников у нас поубавилось, – вздыхает Светлана Петровна.

Сегодня на уроке чтения у Ларисы Губиной сидят за партами четверо первоклашек. Ребята изучают слоги. На доске написано несколько примеров: НИ, НА, НО, НЫ. Одни разбиты пунктирными линиями, другие – сплошными. Одни нужно читать раздельно, другие – составлять в слова. Маленький Сема с первой парты отвечает бодро, мальчик – сын учительницы, и ему было бы стыдно не знать урок. А вот смуглая голубоглазая Тома со второй парты почему-то теряется.

– Тома, это какие буквы? – показывая на слог «НИ», спрашивает педагог.

– Н. И. – отвечает девочка.

– И какой слог в итоге получается?

Первоклассница со смешными бантами сначала молчит, а потом вслед за педагогом тянет: «НИ-И». Она различает буквы, но пока не может связать эти знаки в единое целое. Однако очень старается…

О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух

В соседнем кабинете идет урок математики. На старой коричневой доске каллиграфическим почерком, которым умеют писать только учителя, выведено: «29 сентября. Классная работа». Третьеклашки осваивают правила умножения. Пока ребята записывают примеры в тетради, Марина Юрьевна Усольцева отдыхает. Сегодня женщина встала в шесть утра, накормила кроликов и кур, собрала в школу дочь-девятиклассницу. Та, так же как и другие выпускники быстринской начальной школы, продолжает образование в селе Култук. Каждый день они ездят за 15 км в школьном автобусе.

– Мы очень волнуемся за своих ребятишек. У нас ведь все по-домашнему, а там они попадают в большую школу, практически во взрослую жизнь. Вот была у меня ученица Маша – девочка очень своенравная. Я, когда решала задачи, всегда переспрашивала Машу, согласна ли она с решением. Очень переживала, как ученица адаптируется в култукской школе. Оказалось – хорошо. Некоторые говорят, что выпускники деревенских малокомплектных школ трудно привыкают к новым условиям. Это не так: наших ребятишек мы в первую очередь учим общению, – в подтверждение этих слов учительницы нам озорно улыбаются третьеклассники и снова склоняются над тетрадками.

За окном ветер срывает с берез последние листья. А в классе тепло и уютно. Отопление здесь обеспечивается бойлером, за ним тщательно следит электрик. В штате учреждения, помимо него, семь человек: директор, две учительницы, два сторожа и техничка Любовь Дмитриевна. Она скоро вскипятит чай, и третьеклашки перекусят бутербродами и конфетами.

На питание детей из малоимущих семей бюджет выделяет 10 рублей в день, а здесь из 16 ребят к таковым относятся девять. Чтобы все были равны, другим малышам родители тоже выдают ежедневно по червонцу. Тем более что больше четырех уроков в школе не бывает, а если возникает какое-то внеклассное мероприятие, учителя всегда отпустят своих подопечных домой на обед.

Но пока идут занятия. В третьем классе после закрепления знаний, полученных накануне, пришло время осваивать новый материал. Узнать правила умножения помогают разноцветные кружки.

– Сколько будет, если мы два умножим на четыре? – обращается к классу Марина Юрьевна.

– Восемь, – звучит в ответ.

– А четыре на два?

– Тоже восемь, – расплываются в улыбке дети.

И повторяют хором древнее математическое открытие, сделанное в эту секунду: «От перестановки места множителей произведение не меняется». Глядя на то, как пробираются к истине эти ребятишки, заново начинаешь понимать смысл избитых слов «Ученье – свет, а неученье – тьма».

Томин урок

До большой перемены осталось несколько минут. Первоклассники начинают крутиться за партами, им не терпится побегать по ковровым дорожкам, посмотреть мультики. Умный Сема уже усвоил урок и закрыл букварь. Тома в задумчивости поправляет бант. Лариса Валентиновна обращается к девочке:

– Тома, прочитай, что написано на доске.

– Н… И… Ни. Н… А… На. Там написано Нина!

Так за один урок буквы сложились в слоги, а слоги – в слова. Тома научилась читать.

Звенит медный колокольчик. Ребята разбегаются по школе: одни пьют чай, другие играют в коридоре. Там же проходят уроки физкультуры – на потолке есть крючок для каната, установлена гимнастическая лестница. Иногда дети берут мат и идут заниматься в местный клуб, а зимой катаются на лыжах.

Физкультуру, а также пение, рисование и внешкольные кружки ведут все те же две учительницы и директор. За счет того, что в неделю у них выходит по 30 рабочих часов и плюс сельские надбавки, зарплата у деревенских педагогов получается выше, чем у многих преподавателей в городе. Кроме этого, со своими 12-13 тыс. рублей в месяц эти женщины являются чуть ли не самыми зажиточными жителями села.

– Я, когда приехала в Быструю, могла ведь и на звероферму пойти работать. Это предприятие было очень богатым. Люди получали в конце года большие премии, имели возможность приобретать импортные товары. Песцов здесь разводили с очень качественным мехом: зверей кормили мясом, яйцами, медом и красной рыбой. Но мне не нужно было это все. Я с детьми полюбила заниматься, когда была в лагере вожатой, – признается Марина Усольцева.

– Нам очень повезло с работой. Она стабильная, а это важно в наше время. Люди устали от кризиса, – подхватывает Лариса Губина. – Наши мужья работают вахтовым методом. Уезжают на несколько месяцев: кто строить, кто лес валить. Летом, правда, деревня оживает, когда начинается ягодный сезон. Мой сынишка, например, насобирал на тысячу рублей брусники и голубицы. Мы на эти деньги купили досок и шифера, строим ему домик для игр. А другие ребятишки так зарабатывают себе на одежду, канцелярские товары.

Мы гордимся своими учениками

В самой школе, как и во всех бюджетных учреждениях, вынуждены экономить. В этом году денег на ремонт не выделили, поэтому учителя сложились с зарплаты и сами покрасили здание и забор. Последний, кстати, помогли поставить владельцы местной лесопилки, к которым обратилась директор за спонсорской помощью.

В год родители сдают на нужды быстринской школы по 30-40 рублей. А ребята, в свою очередь, бережно относятся к родным пенатам. Ярко-голубые стены в коридоре чистые не только потому, что их часто моют, но и оттого, что на них никто не рисует. Творческим порывам здесь находят иное применение. Светлана Петровна попросила в соседнем доме несколько березовых чурбанчиков, дети разукрасили их и соорудили оригинальные цветники:

– К нам приезжали представители службы по контролю и надзору в сфере образования и сказали, что нигде не видели таких оригинальных подставок для цветов. Удивил их и фильм, снятый нашими четвероклассниками. Это видеосочинение называлось «Моя маленькая, но очень уютная школа». А еще в службе отметили, какой у нас теплый микроклимат в коллективе, ведь мы считаем так: твоя беда – моя беда. Да и ребятишки делятся с нами всеми радостями и горестями, а после окончания школы постоянно приходят в гости.

Знания, которые получают здесь дети – хорошие, постановила проверка, хотя программа обучения традиционная. В этом году учебное заведение прошло очередную аккредитацию. Несколько лет назад ходили разговоры, что школу сделают филиалом култукской средней школы, но быстринцы сумели отстоять свою самостоятельность.

Учителя понимают, какое значение для деревни имеет школа, и знают, что ученики у них будут. В село понемногу возвращаются люди, ведь здесь есть и жилье и прокормиться можно, хотя бы за счет богатой тайги. Некоторые обзаводятся детьми. В будущем году за парты сядут еще семь малышей. Директор Светлана Пономаренко занимается с ними в школе первоклассника:

– Детского сада в деревне нет, и некоторые ребята даже рисовать толком не умеют, приходится учить их держать карандаш. Родителям некогда заниматься с детьми, многим трудно жить. Меня спросили как-то: «Учитель на селе раньше был очень уважаем, в очереди ему всегда место уступали. А сейчас что-то изменилось?» Я отвечаю: пусть мы и не особо важные персоны, но и дети, и родители нас ценят. А очередей, таких как раньше, сейчас нет. Каких-то знаменитостей в нашей школе не было, но мы гордимся тем, что наши выпускники вырастают нормальными людьми, любящими труд и семью. Гордимся, когда они просто встречают нас на улице и спрашивают о здоровье.

Томин урок N 2

В воскресенье в Быстрой будут отмечать день села и 40-летний юбилей библиотеки, с которой тесно сотрудничает школа. Ученики приготовили подарки: книжки и сценку. А День учителя здесь пройдет скромно в субботу, после третьего урока.

Перед праздником первоклассница Тома, как и другие школьники, готовит для преподавателей сюрприз – поздравление. Девочка нарисовала цветы, а добрые слова за нее написал старший брат, который учится в култукской школе в пятом классе.

На перемене Тома решила поиграть в школу. Она усаживается за учительский стол и показывает вырезанные из бумаги буквы другу Игорьку. Мальчик старательно их называет и слушает похвалы подружки. На вопрос, кем Тома хочет стать в будущем, она отвечает без раздумий: «Учительницей».

Юлия Мамонтова
Фото: Андрей Федоров

<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://og-irk.ru/?doc=3406'>"Областная"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ