Специалисты Института экономики и развития транспорта РЖД в последнем докладе оценили проект расширения железнодорожной инфраструктуры на Дальнем Востоке — Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба — в 1,2 трлн руб.
Эта цифра существенно отличается от указанной в программе модернизации БАМа и Транссиба до 2020 года, которую компания приняла в прошлом году. Тогда на развитие мощностей дороги предполагалось потратить 562 млрд рублей.
Новые расчеты производились с учетом увеличения объемов перевозки угля почти в два раза, о котором заявили владельцы угольных месторождений, формирующих грузопоток БАМа и Транссиба. Среди них такие компании как Evraz (Тарыханское, Межегеское, Таежное), "Мечела" (Эльгинское, Краснояровское), "Норильский никель" (Быстринское, Бугдианское), ТЭПК Руслана Байсарова (Элегестское) и другие.
Новая програма будет состоять из двух этапов - реконструкции участка Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань и строительства нового Северомуйского тоннеля. Финансирование работ будет поступать как из фондов РЖД, так и из федерального бюджета.
По данным аналитиков, такое увеличение расходов на модернизацию дороги не оправдано. Прогнозируемое в программе увеличение пропускной способности магистралей на 55 млн тонн в год сильно завышено. Так, аудитор программы Deloitte полагает, что рост составит не более 30 млн тонн, это может быть связано с переносами сроков ввода месторождений или отказом от их разработки. Если эти подсчеты верны, то программу развития БАМа и Транссиба можно было бы сократить за счет уже имеющейся инфраструктуры.