Развитие Иркутской области тормозит неудовлетворительное состояние инфраструктуры, прежде всего дорожной. Ранее принятые программы реконструкции автомобильных дорог и мостов не выполняются в должном объёме. О ситуации в дорожном хозяйстве региона шла речь на заседании правительства Иркутской области под председательством губернатора Дмитрия Мезенцева.
На 1.01.2009 г. протяжённость автомобильных дорог общего пользования в Приангарье составила более 14 тыс. км, из них 18% с капитальным типом покрытия и более 80% с переходным – щебёночно-гравийным, 2,5 тыс. км дорог находятся в аварийном состоянии.
На дорогах области 1245 мостов, из них 287 в неудовлетворительном и 90 в аварийном состоянии.
172 населённых пункта, в которых проживают 20 тысяч человек, не имеют выхода на автодорожную сеть общего пользования.
С 2000 по 2008 год построено и реконструировано 328,3 км областных дорог, или 44% от запланированного в «Программе развития автомобильных дорог Иркутской области на 2000–2010 годы».
Из-за неудовлетворительных дорожных условий в 2008 году погибло в два раза больше людей по сравнению с 2000-м.
Дорожное хозяйство области обслуживают 20 филиалов ОАО «Дорожная служба Иркутской области», в которых заняты 2044 человека, средняя зарплата – 9,8 тыс. руб. в месяц.
Невыполнение программы развития и совершенствования автомобильных дорог в связи с ограниченным финансированием отражается прежде всего на экономике. Один рубль, вложенный в строительство и ремонт дороги, даёт пользователю троекратную чистую прибыль. Только вдумайтесь: при средней скорости движения по нашим дорогам 30 км в час (в странах Запада – 80 км в час) стоимость перевозок увеличивается на 20–30%, а стоимость эксплуатации автомобиля – в два-три раза. При этом срок службы транспортных средств сокращается почти на треть. Такая вот арифметика.
В Иркутской области снижение инвестиционных возможностей привело к сокращению объёмов строительства и реконструкции дорог, росту незавершённого строительства. При некоторых позитивных сдвигах в развитии транспортной схемы остаётся немало «узких мест». Особенно это касается малых городов и посёлков. Даже в областном центре и его окрестностях до сих пор нет современных транспортных развязок, многие улицы разбиты и не обустроены. Пробки душат Иркутск, автомобили скапливаются в узких горловинах. В 2005 году, по первоначальным планам-графикам, должен был вступить в строй третий мостовой переход через Ангару, однако то и дело возникавшие финансовые препоны затягивали окончание строительства.
Из-за отсутствия средств законсервированными остались строительство дорог Тайшет – Чуна – Братск, Еланцы – Хужир, Оса – Усть-Орда, два моста и путепровод на дороге Усть-Кут – Уоян – Звёздный...
Не лучше ситуация и с ремонтом и содержанием дорог.
– Ежегодно в области подлежит капитальному ремонту 1080 км дорог, ремонту – 1109 км, вместе с тем за последние пять лет отремонтирован всего 271 км, – сказал в своём докладе министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Руслан Болотов. – В 2009-м на ремонт и капитальный ремонт не выделено ни рубля.
Норматив затрат на содержание 1 км составляет 465 тыс. руб., выделяется же от 80 тыс. до 125 тысяч (в зависимости от категории дорог), что обеспечивает лишь допустимый уровень. Содержание федеральных дорог осуществляется в объёме 17% от нормы, а местных – в объёме 8,5%. За счёт статьи «Содержание» делается ямочный ремонт и ремонт водопропускных труб, содержатся мосты и путепроводы. Отсюда постоянно увеличивающийся «недоремонт», перевод участков с асфальтобетонным покрытием в гравийные и далее – в грунтовые. Стоит ли удивляться, что из нынешней программы по содержанию автомобильных дорог и сооружений на них исключены такие виды работ, как устройство барьерных сооружений на 12 километрах, установка 5000 дорожных знаков, дорожная разметка на 3600 метрах. Не отсюда ли и рост ДТП?
В 2009 году объём средств, направленных на нужды дорожной сети, составил 2,3% от годового бюджета области, в том числе субсидии федерального центра – 0,5%. В то же время дорожники Бурятии располагают 6,2% от республиканского бюджета, при этом субсидии составили 4,3%. В Красноярском крае доля средств, направляемых в дорожную отрасль, составляет 6% от краевого бюджета, в том числе субсидии – 1,7%.
И всё же, несмотря на непростую экономическую ситуацию в регионе, работы по строительству и реконструкции не останавливаются.
– Мы ушли от практики, когда ресурсы распылялись по всей территории области, и сконцентрировали внимание на двух объектах, которые считаем принципиально важными, – сказал Руслан Болотов. – Это мост через Лену у села Пономарёво. Там до сих пор существует лишь понтонная переправа, которая эксплуатируется в межсезонье и создаёт серьёзные трудности в связи с возросшим уровнем перевозок. Поток большегрузных машин значительно увеличился, и паромная переправа их не выдерживала, что приводило к дополнительным затратам на содержание переправы. Нынче в октябре мост будет сдан в эксплуатацию.
Сконцентрировали ресурсы также на реконструкции дороги Залари – Жигалово с вводом в эксплуатацию 12-километрового участка с 30-метровым мостом. В этом году, по информации министра, была проведена оптимизация средств на общую сумму 47 млн. руб., из них 21 млн. руб. по автодороге Залари – Жигалово и 26 млн. руб. по Ленскому мосту. При строительстве мостового перехода через Ангару в Иркутске за счёт заключения допсоглашений с подрядными организациями экономия составила по областному бюджету 39 млн. руб., по федеральному – 111 млн.
Продолжается строительство обхода вокруг г. Тайшета, на объекте работы ведутся по графику. Правительство области совместно с руководством Упрдор «Прибайкалье» ведёт системную работу по обеспечению подрядных организаций инертными материалами, чтобы нынче ввести объект в строй.
– Нашей основной задачей является передача транзитных участков автодорог М-53 и М-55 на территории городов области в федеральную собственность для осуществления эксплуатации с привлечением федеральных средств, – отметил Руслан Болотов. – На прошедшем в мае совещании в Росавтодоре в г. Усолье-Сибирском транзитный участок включён в состав федеральной дороги М-53 с 2010 года.
Одной из проблем отрасли министр строительства и дорожного хозяйства назвал отказ муниципалитетов принимать на баланс дороги общего назначения, находящиеся в областной собственности и предназначенные для решения вопросов местного значения. Причина отказа – отсутствие средств в местных бюджетах на ремонт и содержание. На 98 автодорог сегодня имеется полный пакет документов, необходимых для передачи объектов в муниципальную собственность. Руслан Болотов сообщил, что в случае недостаточности средств в местных бюджетах на содержание передаваемого имущества рассматривается вопрос о возможном предоставлении муниципалитетам субсидий с 2010 года.
– Мы разработали проект долгосрочной целевой программы развития автодорог Иркутской области на 2010–2015 годы, – сказал Руслан Болотов. – В настоящее время он находится на экспертизе в Минрегионразвития и минфине Иркутской области. Финансирование программы будет осуществляться за счёт средств федерального, областного и местных бюджетов. При реализации этой программы количество автодорог, не отвечающих нормативным требованиям, уменьшится на 12,9%, прирост протяжённости дорог с твёрдым покрытием составит 15,6 км, дорог общего пользования – 450 км, населённых пунктов, связанных с областными дорогами, станет больше на шесть.
Наличие долгосрочной целевой программы даёт право на получение субсидий из федерального бюджета. Правительству Иркутской области необходимо увеличить своё участие в инвестиционных и целевых программах, при реализации которых можно рассчитывать на помощь федерального центра. А пока дорожники мечтают лишь о том, чтобы вернуть такие статьи расходов, как «Ремонт» и «Капремонт».
Александр Антоненко
<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://www.vsp.ru/economic/2009/09/29/465015'>"Восточно-Сибирская Правда"</a></p>