Председатель Законодательного Собрания Иркутской области Людмила Берлина рассказывает об изменениях в федеральном и региональном законодательстве, направленных на защиту прав детей.
Мы часто слышим о здоровье будущих поколений, но из чего же оно складывается? Сердцевину, конечно, составляет собственно политика в сфере детства и молодежи, забота как о психофизическом, так и о морально-нравственном здоровье несовершеннолетних. Но фоновые условия гораздо шире – это и экономика страны в целом, и социальная политика, прежде всего в сфере охраны материнства, это и экология и т.д. Это много чего еще. Поэтому забота о здоровье будущих поколений – это не какое-то конкретное узкое направление работы, это цель, которую нужно иметь в виду при решении любых задач. Этот тот угол зрения, под которым мы должны рассматривать и оценивать ход и результаты деятельности во всех сферах – а как это в перспективе влияет на физическое и моральное состояние нынешних детей - завтрашних взрослых? Поэтому практически вся государственная политика в конечном итоге способствует или не способствует обеспечению здоровья будущих поколений. Например, реформа образования и здравоохранения имеют самое прямое отношение к этой теме, однако модернизация экономики в целом в конечном итоге оказывает не меньшее влияние на состояние здоровья нации.
Но это не значит, что не нужно напрямую заниматься политикой в сфере детства. Наоборот, нужно предпринимать конкретные усилия в этом направлении - в первую очередь, по охране, защите детей, по устранению опасных, вредных факторов воздействия окружающей действительности на молодежь. Важнейшими из таких разрушительных факторов являются, безусловно, наркотики, алкоголь, насилие со стороны взрослых, развращение.
В последние годы обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Это нашло отражение и в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, и конкретных документах - в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей.
Это прежде всего Федеральный закон от 28 апреля 2009 года № 71-ФЗ, который внес значимые изменения в базовый законодательный акт в сфере детства - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этим законом, в частности, расширена компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления мер по содействию физическому, духовному и нравственному развитию детей, формированию у них навыков здорового образа жизни, предотвращению негативного воздействия на здоровье и развитие детей. Так, региональным властям разрешено:
- устанавливать меры по недопущению нахождения лиц, не достигших возраста 14 лет, в помещениях, предназначенных исключительно для реализации товаров сексуального характера, в пивных ресторанах, винных и пивных барах, рюмочных и иных местах, предназначенных исключительно для реализации алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может нанести вред физическому, духовному и нравственному развитию ребенка;
- определять места, нахождение в которых может нанести вред физическому, духовному и нравственному развитию ребенка;
- устанавливать меры по недопущению нахождения лиц, не достигших возраста 14 лет, в ночное время в определенных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также иных лиц.
- устанавливать административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению физического, духовного и нравственного развития детей для родителей (лиц, их заменяющих), а также для юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В развитие этого закона в области был принят Закон Иркутской области от 5 марта 2010 года № 7-ОЗ «Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области». Им, в частности, закреплено, что перечень мест, запрещенных для посещения детьми, а также перечень мест, запрещенных для посещения детьми в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, на территории конкретного муниципального образования области утверждается решением представительного органа соответствующего муниципального района или городского округа, причем не произвольно, а на основании рекомендаций экспертной комиссии.
Законом Иркутской области от 8 июня 2010 года № 38-ОЗ была установлена административная ответственность родителей, лиц, их заменяющих, лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей и юридических лиц за непринятие мер, исключающих нахождение детей в местах, запрещенных для посещения детьми. За это грозит штраф для физических лиц в размере 10-15 тысяч рублей, для юридических лиц – 30-50 тысяч рублей.
Важной вехой стало принятие Федерального закона от 29 декабря 2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В этом законе описаны виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, с дифференциацией по возрастным категориям, требования к обороту информационной продукции, введена экспертиза информационной продукции. Полностью запрещено распространять среди детей, независимо от возраста, например, информацию, побуждающую к самоубийству, приему наркотиков, табака и алкоголя, к участию в азартных играх, к занятию проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, информацию, пропагандирующую насилие, отрицающую семейные ценности и формирующую неуважение к родителям и (или) другим членам семьи, оправдывающую противоправное поведение, содержащую нецензурную брань, и, конечно, порнографию. Этот закон вступит в силу 1 сентября сего года.
С 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2011 года
№ 253-ФЗ, которым усилена ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции. И запрет был раньше, и ответственность за его нарушение существовала, однако они оказались неэффективными. Теперь размер штрафа увеличился почти в 2 раза, и то, что было его верхней планкой (3 тысячи рублей), стало нижней. При этом за продажу алкоголя несовершеннолетним теперь отвечают не только должностные лица, но и рядовые граждане. И, наконец, введена уголовная ответственность за неоднократную продажу алкоголя несовершеннолетним – за это налагается штраф в размере до 80 тыс. рублей либо назначаются исправительные работы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. И в этом нет ничего драконовского, наши меры еще не самые жесткие. Например, в Израиле за продажу алкоголя несовершеннолетним заключают в тюрьму на срок до полугода, в Эстонии – то же самое на срок до одного года, а в Швеции срок тюремного заключения составляет вообще 6 лет.
Примерно в то же время, летом прошлого года, был принят и другой законодательный акт, ужесточивший требования к обороту алкогольной продукции - Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ. Во-первых, пиво и пивные напитки были приравнены к алкоголю и на них распространились соответствующие ограничения, включая недопустимость продажи несовершеннолетним. Во-вторых, запрещено продавать алкогольную продукцию, включая пиво пивные и напитки, не только в детских, образовательных и медицинских организациях, но также в организациях культуры, на объектах спорта и прилегающих к ним территориях, а равно в местах массового скопления людей и на прилегающих территориях.
Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 378-ФЗ учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Вслед за этим аналогичный институт создан и в целом ряде субъектов Российской Федерации, включая Иркутскую область. Сейчас таковым является Светлана Семенова, которая сама воспитывает троих детей и всю жизнь работала в сфере защиты прав детей.
В начале этого года были внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за педофилию (Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 14-ФЗ). В частности, исключена возможность условного осуждения лиц, виновных в подобных преступлениях, ужесточены требования к применению условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы к таким лицам. Введена ответственность за использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов – за это полагается до 10 лет лишения свободы. Установлена возможность применения комплекса мер медицинского характера в отношении педофилов вплоть до химической кастрации.
Да, сделано немало. Но эта работа не должна останавливаться.
В марте с.г. Правительство внесло в Государственную Думу проект федерального закона № 42197-6, которым вводится новая форма индивидуальной профилактической работы органов опеки и попечительства с ребенком, проживающим в семье, находящейся в социально опасном положении, и его родителями (законными представителями) - социальный патронат. Смысл в том, чтобы оказать семье поддержку и предотвратить утрату ребенком родительского попечения, изъятие из семьи и лишение родительских прав. Известно, что в стране очень высока доля именно социального сиротства, т.е. беспризорности детей при живых родителях.
Совсем недавно был принят Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761, утвердивший Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Этот документ полностью соответствует своему названию – это именно стратегия, в которой нашли отражения все основные аспекты: семейная политика детствосбережения, доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей, здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни, равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства, создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия, участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить региональные стратегии (программы) действий в интересах детей.
Что ж, будем разрабатывать региональную стратегию и на ее основе определять тактику дальнейшей работы по обеспечению здоровья и благополучия будущих поколений иркутян.
"Байкал24" опубликовано