Ученые Томского политехнического университета получили из растительных масел и промышленных отходов нефтеперерабатывающих заводов первые образцы авиационного биотоплива для гражданской авиации. Эти образцы уже прошли испытания: по своим характеристикам сжигания они не уступают традиционному топливу нефтяного происхождения.
Кроме этого, ученые считают, что биотопливо имеет ряд преимуществ:
Простой синтез. У биотопливо показатели дистилляции лучше, за счёт этого снижается время подготовки топливной смеси
Улучшенная термоокислительная стабильность. Она минимизирует окисление топлива и изменение его характеристик во время полета, когда его используют в качестве теплоносителя
Экологичность, которая позволит авиатранспорту снизить вред окружающей среде. В процессе сжигания этого топлива образуется меньше вредных выбросов
Производить это топливо можно, перерабатывая отходы нефтеперерабатывающих заводов. Еще один плюс к экологичности
По словам профессора Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов ТПУ Дмитрия Глушкова, особенность этого топлива — относительно низкое содержание ароматических компонентов, которые способствуют сажеообразованию в процессе горения. Эта особенность позволит снизить уровень вредных выбросов.
Новое топливо ученые получили отчасти за счёт переработки отходов. В качестве биосырья использовали смесевое сырье нефтяного происхождения (это отходы нефтеперерабатывающих заводов), которое смешивали в разных пропорциях с маслами — талловым, рыжиковым, рапсовым и отходами кулинарных масел.
Наработка биотоплива проходила на установках по каталитическому крекингу, гидрокрекингу и синтезу Фишера-Тропша.
«На данный момент речь идет о нескольких десятках миллилитров керосина. Синтезируя биотопливо, мы получаем промежуточный продукт, который необходимо фракционировать для выделения керосиновой фракции. Этого объема хватает, чтобы определить основные физико-химические свойства и химический состав топлива», — говорит Глушков.
Основная задача ученых в синтезе биотоплива заключалась в том, чтобы сделать его полностью совместимым с существующей авиационной отраслью. Согласно стандарту биотопливо должно отвечать таким же требованиям, как и традиционное углеводородное топливо. Испытания на лабораторных стендах по характеристикам зажигания и горения показали, что альтернативное топливо соответствует строгим требованиям, предъявляемым к традиционному топливу по нормативным показателям.
Теперь ученые определяют наиболее перспективные образцы полученных биотоплив, которые могут конкурировать с традиционным углеводородным топливом. Затем они будут синтезировать большие объемы биотоплива и проводить сравнительные испытания на малогабаритных авиационных двигателях.
Как сообщили в пресс-службе ТПУ, в разработке и исследованиях принимала команда специалистов Передовой инженерной школы вуза, Инженерной школы энергетики, Инженерной школы природных ресурсов, Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов ТПУ при участии экспертов авиационной отрасли. Исследование было представлено на XXII Менделеевском съезде.
Фото: news.tpu.ru