Сегодня, 27 мая, на заседании постоянной комиссии Думы Иркутска по муниципальному законодательству и правопорядку депутаты рассмотрели проект поправок к Уставу города, который 21 мая 2019 года внесла группа городских парламентариев. Свои подписи под правотворческой инициативой поставили 20 депутатов.
В соответствии с действующим законодательством сначала предусмотрена процедура публичных слушаний по данной инициативе. Проект решения Думы, который комиссия по муниципальному законодательству рекомендовала принять на 57-ом заседании Думы, предусматривает как раз проведение общественного обсуждения предложения депутатов.
Депутаты Думы города Иркутска предлагают внести изменения в статью 35 Устава города Иркутска и сделать процедуру голосования за кандидатуру мэра города тайной. Это позволит исключить давление со стороны заинтересованных лиц и сделать процедуру более демократичной, поскольку открытый способ голосования не гарантирует свободу волеизъявления.
- Тайное голосование необходимо для того, чтобы избежать давления и гарантировать безопасность человеку, который высказывает свое мнение, свою гражданскую позицию, - подчеркнули депутаты.
В настоящее время Уставом и Регламентом Думы города Иркутска предусмотрено открытое голосование при выборе мэра из числа депутатов. Эта норма была внесена в Устав в 2015 году. Чтобы стать мэром кандидат должен получить не менее двух третей голосов депутатов (не менее 24 народных избранников) в открытом голосовании.
Депутаты настаивают на том, что при тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением, также как на прямых выборах. Есть право каждого избирателя, а в данном случае депутата, на сохранение в тайне его волеизъявления. Тайное голосование – самая частая форма голосования на многих уровнях выборов.
В России наиболее масштабными применениями тайного голосования являются выборы президента, губернаторов, на прямых выборах глав муниципалитетов голосование тоже тайное. Выборы председателя Думы города Иркутска также проходят путем тайного голосования. Принцип тайного голосования означает, что никто, кроме самого голосующего, не имеет права знать о содержании его персонального волеизъявления, и никто не вправе оказывать давление на волеизъявление избирателя.
В международном праве этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека. Например, в Красноярске депутаты Городского совета избирают из своего состава путем тайного голосования.
- Открытое голосование, при котором все присутствующие имеют возможность ознакомится с волеизъявлением каждого депутата, не в полной мере гарантирует депутатам возможность свободно выражать свое мнение. По столь важному вопросу, как избрание высшего должностного лица города Иркутска предпочтительным представляется тайное голосование, при котором каждый голосующий отдает свой голос в тайне от других, в том числе от принимающих участие в голосовании. Подобный способ голосования препятствует оказанию воздействия на поведение депутатов Думы города Иркутска, что в наибольшей степени согласуется со статусом Думы города Иркутска как представительного органа, выражающего волю всего населения городского округа, - отметили на заседании комиссии сотрудники аппарата Думы города Иркутска.
В соответствии с действующим законодательством по поправкам депутатов Думы в Устав города в течение 30 рабочих дней должны быть получены согласования мэра Иркутска и иных структур (прокуратуры и Минюста).