Представители РУСАЛа презентовали проект экологической перестройки БрАЗа

Впервые о масштабном проекте заявил генеральный директор РУСАЛа Евгений Никитин. Глобальные изменения ждут четыре завода компании в Братске, Шелехове, Красноярске и Новокузнецке, технология производства алюминия на которых устарела.

Немного истории. В двадцатых годах прошлого века норвежец Карл Содерберг разработал технологию производства алюминия, которая на несколько десятилетий стала главной во всём мире. Применили её и на четырёх сибирских первенцах отечественной алюминиевой промышленности — Новокузнецком, Братском, Красноярском и Иркутском заводах.

Технический прогресс не стоял на месте. И поэтому уже на Саяногорском алюминиевом заводе, введённом в строй в 1985 году, использовали гораздо более совершенную (в том числе и в экологическом отношении) технологию обожжённого анода. На ней работает Богучанский завод, запущенный РУСАЛом уже в новое время, и будет работать строящийся Тайшетский.

То, что и заводы-ветераны, включая наш БрАЗ, однажды перейдут на обожжённый анод, было известно давно. Но переход на новую технологию — задача сложнейшая, требующая внушительных средств. Понимая это, РУСАЛ ещё в начале нулевых приступил к научно-технической разработке новых электролизёров (так называются устройства, в которых производится алюминий). Поддержку оказали Минобрнауки и Минпромторг России.

Несколько лет назад новые русаловские электролизёры успешно прошли испытания на Саяногорском заводе (к слову сказать, Китаю с его мощными ресурсами так и не удалось разработать подобные). И вот наступило время серьёзной перестройки сибирских алюминиевых гигантов.

— Компания РУСАЛ, являясь мировым производителем алюминия, представляет технологию, по которой ещё никто в мире не работал, — подчеркнула на презентации проекта в Братске вице-президент компании РУСАЛ по региональной политике и взаимодействию с органами власти Елена Безденежных. — Эта технология разрабатывалась нашими российскими учеными двадцать лет. Употребляя слово «перестройка», мы не подразумеваем каких-либо разрушений. Для нас перестройка это, прежде всего, строительство нового.

Сейчас на БрАЗе работают порядка двух с половиной тысяч электролизёров Содерберга. Они установлены в 25 корпусах электролиза — по 90 в каждом. А как будет выглядеть завод в 2030 году после завершения масштабного проекта?

Значительную часть действующих корпусов демонтируют. На их месте возведут новые корпуса с новыми электролизёрами РА-550. Так как РА-550 значительно мощнее и больше нынешних электролизёров БрАЗа, их потребуется в разы меньше — 352 против свыше одной тысячи. Соответственно, будет меньше и новых корпусов — всего два. Располагаться они будут не по направлению с севера на юг, как сейчас, а с запада на восток. Рядом построят другие необходимые производственные сооружения (газоочистки, литейное отделение, склады и т. д.).

Таким образом, половина завода станет совсем другой. Фактически появится новое высокотехнологичное предприятие. Вот поэтому, говоря о проекте, неверно употреблять слово «модернизация». Речь идёт о полноценной перестройке: на месте прежних цехов воздвигнут абсолютно другие.

Показатели новых мощностей — впечатляющие. Выбросы наиболее вредного бензапирена составят 0%, фтористых соединений — сократятся в 10 раз. Расход электроэнергии снизится на 18%. Всего новые корпуса будут производить 535 тыс. тонн алюминия в год. Общие инвестиции в проект составят 1,4 млрд долларов. Суммарный объем производства крылатого металла на БрАЗе останется на прежнем уровне — чуть более 1 млн тонн в год. Сейчас идут проектные работы, а само строительство планируется начать в 2023 году.

— Оглашая 21 апреля ежегодное Послание Федеральному Собранию, Президент России Владимир Путин заявил о поддержке Правительством проектов бизнеса по экологической модернизации предприятий, — сказал мэр Братска Сергей Серебренников. — В качестве примера глава государства привёл предстоящую масштабную перестройку сибирских алюминиевых заводов, включая БрАЗ. Я с большим оптимизмом на это смотрю: не может быть никаких сомнений в том, что всё получится. Для города это давно ожидаемый проект. Он позволит улучшить экологию, даст толчок экономике города.

А что же будет с остальной частью завода? Здесь продолжится реализация национального проекта «Экология» (раздел «Чистый воздух»). В частности, будет по-прежнему идти начатая несколько лет назад работа по экологическому совершенствованию действующей технологии, получившая название «Экологический Содерберг».

Электролизёр можно сравнить с котлом, в котором «варится» металл. Уровень выбросов зависит от того, насколько плотно закрыта «крышка». Важно минимизировать время разгерметизации. Эту задачу и решает «Эко-Содерберг». Внедряется система автоматической подачи сырья, при которой «открывать крышку» не нужно вовсе. Внедряется и механизация: одно дело, когда добавка в электролизер «ингредиентов», необходимых для выплавки алюминия, производится вручную, и совсем другое, когда эти операции проводятся с помощью механизмов. В итоге и выбросы снижаются, и условия труда улучшаются. Ещё одно направление, которое никуда не денется — замена старых газоочистных установок на современные «сухие» нового поколения, способные улавливать 99,8% фтористого водорода и твёрдых фторидов.

— Благодаря «Эко-Содербергу», в корпусах электролиза уже нет той высокой загазованности, которая была при использовании старой технологии, — пояснил управляющий директор ПАО «РУСАЛ Братск» Евгений Зенкин. — Программа «Чистый воздух» не останавливается, все наши обязательства будут выполнены к 2024 году.

Возведение нового завода даст толчок развитию строительной отрасли Братска. Не случайно на презентацию пригласили руководителей ведущих строительных предприятий города. А ещё это — новые рабочие места и серьёзные изменения в местной системе профессионального обучения.

— Представляете, сколько нужно будет железобетона, строительных конструкций! — сказал Сергей Серебренников. — Кроме того, квалификация специалистов, которые будут работать на стройке, должна быть очень высокая, ведь здесь будут задействованы краны-роботы, краны-манипуляторы, новейшая техника. Уже сейчас, в соответствии с новыми производственными запросами, мы перестраиваем учебные программы в профессиональном образовании, закупаем с этой целью новое оборудование. Убеждён, наши братские предприятия — и крупные, и малые, и средние — примут самое активное участие в сооружении этого объекта, исходя из своих возможностей.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ