Соседям тесно на одной улице. Уже несколько лет буддийский центр “Алмазного пути” школы Карма Кагью под руководством ламы-датчанина судится с общественной организацией “Золотая охота и рыбалка Бурятии” за шесть метров улан-удэнской земли.
Не припомнится, чтобы какой-либо религиозный храм возводился с шумихой в газетах и сопровождался судебными скандалами. Благие дела вершатся тихо, а путь к духовности преград не знает, было бы желание ее приобрести. Потому гласные разборы буддийского центра “Алмазного пути” школы Карма Кагью с общественной организацией “Золотая охота и рыбалка Бурятии” вызвали интерес. И, прежде всего, нетрадиционным направлением, заложенным в названии храма. Насторожил и активный напор в словах президента буддийского центра Людмилы Инкиной: “…Почему мы должны все время уступать? Сейчас с нашей стороны ни о каких уступках земли речи не идет”. Безусловно, это заявление хозяина, в дом которого ворвались непрошеные гости, бесцеремонно заняв лучшую жилплощадь и вытеснив хозяев на коридорный коврик. Но, как ни странно, в помощь “хозяевам” брошены заграничные силы аж из “самой” Польши, да еще и с наставлением от “самого” Оле Нидала, который дал наказ посланцам: “не возвращаться домой в Европу, пока не решится проблема”. Так, значит, все-таки это гости, из чьих уст далее звучит угроза о том, что теперь все полномочия по разрешению конфликта переходят членам международной комиссии из Европы. Испуганное воображение рисует мировой скандал, идущую по улице Николая Петрова военную технику НАТО. Видимо, это видение и взбудоражило представителей местной прессы, не позволив задуматься о другом аспекте проблемы, никак не менее существенном, чем борьба за землю. Прежде всего, хочется узнать, от кого исходит угроза. Обратимся за информацией в Интернет.
Школа Карма Кагью “Алмазного пути” является одной из многих школ буддизма и имеет 75 основанных ламой Оле Нидалом медитационных центров и групп, входящих в Российскую ассоциацию буддистов школы Карма Кагью. Глава школы Карма Кагью — Гьялва Кармапа — считается в Тибете царем йогов. Первыми западными учениками направления стали датчане Оле и Хана Нидал, которые более 35 лет ездят по всему миру с целью создания центров. Ассоциация зарегистрирована в 1993 году министерством юстиции РФ. Общее количество верующих — несколько тысяч (цифра весьма расплывчата). В центрах преобладают русские, есть украинцы, белорусы, евреи, калмыки, буряты, татары. Относится ли ассоциация к традиционному буддизму или может быть охарактеризована в качестве секты? Вспомним для примера такие секты, как “Общество сознания Кришны”, “Ашрам Шамбалы”, “Адвентисты седьмого дня”, “Сахаджа-йога”, “Сатанисты” и другие. Школу Карма Кагью “Алмазного пути” религиоведы характеризуют как необуддийский культ и относят к тоталитарным сектам. Буддизм, да не тот? Святой апостол Иаков сказал: “Течет ли из одного источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду”.
Однако обратимся к Оле Нидалу. Он учит: “…центральным путем в Кагью является путь “Гуру-йоги”, медитации на ламу. Благодаря преданности и способности видеть ламу как Будду раскрываются драгоценные качества нашего ума, и мы отождествляемся с совершенным состоянием ламы”. В России “корнем” Карма Кагью считается датчанин лама Оле Нидал. Значит, его должны видеть как Будду.
Святой апостол Павел писал: “Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви”. Насколько же свят “начаток”? На этот вопрос каждый волен ответить по-своему. Однако “целокупно благочестивый человек благочестив всегда — в вере, словах и делах”. Центр требует к себе уважения. Ну что же, понятия уважения многоплановы, в том числе сюда включается и практика взаимности. Однако интонация газетных публикаций в адрес членов клуба “Золотая охота” скорее оскорбительна, чем дружелюбна, и никак не располагает к взаимности. Остается узнать отношение “Алмазного пути” к другим конфессиям. Вот лишь некоторые примеры отношения Оле Нидала к традиционным религиям — думается, для характеристики личности познакомиться с ними необходимо. Так, школа Гелуг-па, которой следуют представители российского буддизма — буряты, калмыки и тувинцы, — постоянно им критикуется, равно как и он сам подвергается критике с их стороны. В частности, он наградил их эпитетом “закостенелые и скучные”, или вот это откровение: “Все культурные аспекты тибетского буддизма сегодня не могут выжить. Шапки, одежды, социальные практики — этому пришел конец. Философия, психология, знания об уме пока еще существуют. Но сегодня этого больше сохраняется на западе, чем в Тибете или среди тибетцев. Им трудно отделить культурные аспекты от действительно важных, а на западе нам это более ясно видно. Поэтому сегодня можно получить более передовые наставления от западных буддийских учителей без всяких культурных наслоений”. Итак, что это? Необуддийский культ, идущий с запада и отрицающий культурные, обрядовые и ритуальные традиции Востока? Разрушение религиозной истории народов? В школе проводится групповое обучение и на вопрос о том, почему датчанин против, чтобы буддийские монахи и монахини учили в руководимых им центрах, Оле Нидал ответил: “Незрелые люди, упустившие свой юношеский бунт или не вполне оставившие его позади и еще подверженные влиянию монашеских одежд и ритуалов, сразу после их визитов хотели придать нашим группам “святой” и скучный вид, и приходилось попросту восстанавливать подлинную свободу и свежесть. Большинство людей просто доверяют авторитетам и склонны лениться. Если появляется кто-то в униформе или монашеской робе, то его сразу рассматривают как компетентного, и тогда групповой процесс обучения, который является нашей целью, дает сбой”. В словах звучит недвусмысленное отрицание традиционной буддийской атрибутики, являющей основу в проведении молебен и обрядов. Сам же “миссия” носит современную форму одежды, пьет кофе, спиртное, женат, любит заниматься экстримом — вполне современный человек западного стиля.
О русской православной церкви “великий” лама высказался так: “Полагаю, что в течение еще многих лет большинство россиян будут христианами, потому что такова традиция, и их христианский Бог говорит, что им делать”. Спасибо, “великий учитель” дает еще время пожить не во тьме, а в свете, пока множественные секты не растащат мирян по неошколам. Отождествляя православие в России с коммунистическим режимом, Нидал заявил, что у русской церкви “грязные руки”, которые “по локоть в крови”.
Искреннюю неприязнь у ламы вызывает также ислам: “Мы избегаем ислама, насколько это возможно. Я думаю, что эта религия непосредственно опасна”. Датчанин “разрешает не только личные проблемы, но и геополитические”. К примеру, его рассуждения: “Сейчас в мире особенно актуальны две проблемы: экспансия агрессивных течений ислама и перенаселенность. Если бы в бедных частях света рождалось меньше детей и им хватало бы пищи и уверенности в завтрашнем дне, то, возможно, не появлялись бы столь воинственные течения в исламе. Людям не пришлось бы брать в руки оружие ради жизни и свободы”. И далее: “В исламский мир лучше вообще не лезть, поскольку получаешь от этого лишь плохую карму”. Как-то не видится в подобных высказываниях уважения.
Чтобы продолжить характеристику, вернемся на улицу Николая Петрова, где в полном разгаре борьба за шесть метров улан-удэнской земли. По высказыванию юриста “Алмазного пути”, из-за строящегося здания гостиницы общественной организации “Золотая охота и рыбалка Бурятии” улица смахивает больше на улицу “красных фонарей”. Ему вторят и привлеченные йогами журналисты, соревнуясь в острословии и скабрезности. Есть там и “коньячок с закуской, и натопленные сауны, и русалки” от одного журналиста. И посчитанные три черных выхода “на случай экстренного отхода при инспекции жен рыбаков” — от другого. А какой акцент на наличие в здании “спальных комнат”! Что-то не припоминается гостиница, где бы приезжие вповалку спали в коридорах! Есть и прямое кощунство по отношению к своим заказчикам, которое трудно не уловить: “Покрутит рыбак мантры, постучит в барабаны и весь в нирване выходит из ворот. — А ты где был, дорогой? — Молился, моя прелесть”.
Откровенная пошлятина никак не сочетается с предполагаемым целомудрием, а смакование имен “элиты под парами” выдает обиду холопов: у кого-то по усам течет, а у кого и усы не растут. Скудновато с воображением. Только и остается, что со двора в замочную скважину подглядывать. Зато какое воображение и “высокую” нравственность преподает датский лама Оле Нидал своим последователям в интервью “Любовь и секс”. “Ведите свое тело туда, куда идет ваше сердце, а не туда, куда идет ваша голова. Не создавайте какие-то принципы в любви, занимайтесь любовью, потому что вы действительно хотите это делать. Это все. Вот что я думаю”. “У нас есть пара гомосексуалистов и лесбиянок. Сначала мне казалось, что они очень забавны… Те мои ученики, кто является гомосексуалистом или лесбиянкой, рассказывали мне о том, как они это ощущают, и я обнаружил, что только одна часть их отличается от всех остальных, а все остальное такое же”. Еще один образчик “высокой морали” датского ламы: “Не стоит жалеть пятилетнюю девочку, которую изнасиловал ее дядя; значит, в прошлой жизни она сама была дядей и изнасиловала свою племянницу; ничего не поделаешь, в будущей жизни у нее будет что-то лучшее, а вот дядя-насильник станет девочкой”. А вот шутка Оле Нидала о том, как определят его “следующее перерождение”, в ней полный ответ блюстителям за нравственностью нашей местной “элиты под парами”: “После этого найдут веснушчатого дикого мальчика, задирающего юбки женщинам, чтобы посмотреть, что там, и узнают в нем мое новое перерождение!”. Это лишь маленькая часть больших откровений датчанина на тему от лукавого. Хочется спросить: не оскорбляют ли эти высказывания чувства верующих “Алмазного пути”?
И еще: как быть с “красным фонарем”? Может, не напрасно предусмотрены в клубе запасные двери со двора: будет куда бежать прихожанам храма, кому окажется не по нраву такое “целомудрие”?
Думается, не все так просто на улице Николая Петрова. Похоже, охота началась, но не за щепотку земли — за душами мирян. И если каждая душа на вес золота, то это воистину “золотая охота” у “Алмазного пути”. Свобода выбора религии — дело каждого, впрочем, как и право вступать в общественную организацию. Но не наше ли равнодушие дает возможность неомиссиям очерчивать сроки существования исконно традиционных в России религий. Ведь есть в этом доля истины. При полном попустительстве можно и совсем потерять корни и уважение к ним. Стоит ли уничтожать источники исторической мудрости, если взамен можем предложить лишь суррогат. Сколько самозванцев, принимающих святое обличие, обманными речами уводят людей от истины. Сколько разорванных родственных уз, поломанных судеб, обо всем этом говорилось множество раз. Ведь для чего-то же нужны им наши души, наши умы. Почему же не хватает желания вникнуть, задуматься, противостоять. Ситуация парадоксальная: нам же угрожают, нас же запугивают. Думается, что эта проблема заботит и наших священнослужителей, хотелось бы услышать их мнение. Конечно, не по поводу земельного передела. Земли, кстати сказать, там хватает всем и для подъезда, и для атрибутики. Не хватает доброй воли. Видимо, внушает надежду мысль, что “заграница нам поможет”. Напомним, что буддийский центр потребовал от РОО “Золотая охота и рыбалка Бурятии” “…снести части фундамента с возведенной на ней кирпичной кладкой с северной и западной границ участка” строящейся гостиницы. Спор затеян с целью увеличить границы подъездных путей к храму на шесть метров, что на столько же уменьшит площадь клуба “Золотая охота”, утвержденную планом. На основании решения арбитражного суда Республики Бурятия от 24 апреля 2009 г. в иске буддийскому центру отказано. Поданная центром апелляционная жалоба в четвертый арбитражный апелляционный суд в г. Чите осталась без удовлетворения, а решение суда без изменения (постановление четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2009 г.). Так как, исходя из указанной нормы АПК РФ, все, что было построено до признания недействительным решения на строительство, является построенным в рамках закона.
В последнее время официальные лица все чаще говорят о создании привлекательности регионов и страны в целом, позволяющей раскрыть экономические, социальные и культурные границы. Одним из самых привлекательных явлений нашего края является богатое наследие традиций и культур, переданных нам поколениями, фольклорное наше богатство, традиционная буддийская религия с ее древними ритуалами и обрядами, самобытность старообрядцев, казачества. И, конечно, природное наследие, нуждающееся в охране и воспроизводстве. Привлекательность республики состоит в том числе и в развитии туризма, цивилизованной охоты и рыболовства. И свою лепту в решение этих задач вносят члены клуба “Золотая охота и рыбалка Бурятии”. Ежегодно ими проводится множество интересных мероприятий, направленных на популяризацию здорового образа жизни молодежи, общества в целом. На них съезжаются люди по интересам из разных мест России и зарубежья, в частности, для решения деловых вопросов. Наличие офисных центров у охотников и рыболовов было еще во времена Советского Союза, теперь они имеются в каждом большом городе России и уж, конечно, за ее пределами. Только стали они более современными. И, заметим, строятся на средства членов клуба, а полезными становятся для всех жителей. Досадно, что пересечение интересов, превращенное в пиар-истерию западного разлива, позволило бесцеремонно трепать имена авторитетных людей, чьи заслуги гораздо более значимы, чем заслуги неизвестных миссионеров из Дании и Польши. Может, потому нам со всех сторон и угрожают как жителям “страны непуганых идиотов”, что мы способны сдаться и сдать, продаться и продать. И это действительно обидно.
А закончить хочется словами из Библии, над которыми стоит задуматься нам всем: “ Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?” (Мф. 6:23).
Ксения Крещенская
Примечание автора: в статье использована информация из Интернета, равно как и цитаты из интервью Оле Нидала из разных статей разных периодов. А также выдержки из публикаций в газетах “МК” в Бурятии” и “Информ Полис”.
<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://www.mk.burnet.ru/'>МК в Бурятии</a></p>