Кто хоть раз побывал на интерактивной площадке биолого-почвенного факультета ИГУ – обязательно придут на нее еще раз. Тому подтверждение большое количество участников – школьников с 5-го по 11-й класс – очередного познавательного и очень увлекательного интерактива "Pop Biology", который прошел на биолого-почвенном факультете ИГУ в прошедшую пятницу.
На мероприятии специалисты и студенты факультета показали школьникам окружающий мир таким, каким его видят биологи. Так, например, можно было с помощью микроскопа увидеть живые бактерии, которые находятся в биойогурте, и убедиться, что самые полезные свойства таких йогуртов именно в последние дни указанного срока годности, когда накапливаются полезные биологически-активные вещества, а не в наисвежайшем виде, как мы все привыкли. Либо можно было узнать все про такую неприятность, как плесень на хлебе, варенье и других продуктах – что она представляет, как растет, почему образуется и со временем чернеет. Кроме того, участников познакомили с молекулярной биологией – продемонстрировав и дав попробовать самостоятельно выделить пигменты, придающие растениям окраску. Но самым запоминающимся, собравшим визги, вопли и вообще – кучу эмоций, стал интерактив с… тараканами!
– Не секрет, что каждый хоть раз сталкивался с домашними рыжими тараканами, а мы показали школьникам самых больших представителей, не обитающих в наших широтах. Причем самые смелые из участников могли подержать их в своих руках! – сказала организатор мероприятия, ответственный секретарь приемной комиссии биолого-почвенного факультета ИГУ Ксения Тараканова.
А теперь подробнее об интерактивных площадках.
"От молекулы до целого растения"
Удивительный эксперимент – выделение пигментов зеленого листа обычного комнатного растения и разделение их методом бумажной хроматографии. Школьники увидели, как на специальной бумаге образовывались зеленые и желтые полосы пигментов – хлорофилл, ксантофиллы и каротиноиды. Здесь же были представлены каллусы растений на питательной среде, из которых после появится целое растение – настоящий клон, выращенный «in vitro» (в пробирке), электрофоретические спектры белков и радиоавтографы секвенирования ДНК.
"Оценка функционального состояния организма"
Экспресс-тест на специальном аппарате – это тест из категории "испытано на себе". Участники оценивали свое состояние по нескольким параметрам, смогли узнать функциональное состояние центральной нервной системы и уровень работоспособности, уровень регуляции организма, степени напряженности регуляторных систем.
"Рыжий и усатый та-ра-кан! Таракан, таракан, ТАРАКАНИЩЕ"
Интерактив для самых смелых и стойких. Организаторы выставили на показ коллекцию тараканов разных видов, собранную собственноручно сотрудником факультета: от местных до экзотических Мадагаскарских, от мелких до гигантских. Школьники рассматривали внешний вид таракана под бинокуляром и срез его ротового аппарата с помощью микроскопа. Кроме коллекции, специалисты биофака ИГУ показали и несколько видов живых экзотических тараканов, отличающихся крупным размером: Черный таракан (Blatta orientalis), Таракан архимандрит (Archimandrita tesselata) и Таракан «Мертвая голова» (Blaberus craniifer). Причем можно было не только узнать, как они растут, где обитают и какими особенностями обладают, но и взять в руки. Правда, сделать это осмелились не все.
"Удивительный мир микробов"
На данном интерактиве школьники узнали – что такое микроорганизмы и как широко они распространены, а также о том, как они связаны с организмом человека, животных и растений. Участники познакомились с биоразнообразием микроорганизмов воздуха и почвы на чашках Петри и микроскопических препаратах. Под руководством студентов смогли увидеть под микроскопом – как выглядит бактериальная клетка и самостоятельно приготовить микроскопические препараты молочнокислых бактерий ряженки, йогуртов, бифилайфа и увидеть их под микроскопом.
"Почва – жизнь"
Микромонолиты, минералы, горные породы – все это разнообразие было представлено на данном интерактиве. Кроме того, школьники под руководством специалистов факультета проводили эксперимент по определению карбонатов в почве. Здесь же был представлен один из новых объектов изучения – биогумус, продукт переработки органических отходов сельского хозяйства дождевыми червями. Каждый желающий мог рассмотреть под бинокуляром его мезоморфологические свойства и обитающих в нем слизевиков и дождевых червей.
"Клетка и нанобиотехнологии"
Увлекательные рассказы об основных научных направлениях и новых отраслях биотехнологии, демонстрация компьютерных моделей внутриклеточных структур. И современное оборудование для изучения биологических клеточных процессов: спектрофотометр, ферментер, рН-метры, ионометры, лабораторные центрифуги, автоматические дозаторы.
"Удивительная ботаника"
Участники познакомились с анатомическим строением клеток листа, сами сделали срез и посмотрели под микроскопом разнообразие клеток внутри одного листа и узнали, чем они отличаются, за какие функции отвечают. Рассмотрели мицелий и споры микроскопических грибов, увидели разнообразие их форм и видов, а также ознакомились с особенностями водорослевого мира, при помощи микроскопа увидели нити водорослей Улотрикса и Спирагиры, и фиксированные колонии Ностока. Кроме того, на интерактиве был представлен гербарный материал экзотических водорослей, грибов, лишайников.
Отметим, что участники мероприятия также посетили музеи факультета: музей зоологии позвоночных, Байкальский музей и музей почвоведения. Здесь они узнали много интересного о флоре и фауне родного региона, познакомились с почвенными монолитами и отличиями почв леса, луга, степи и других зональных типах.
– Можно сказать, что биология заворожила всех участников нашего интерактива. Заметно, что ребята были удивлены многообразием форм и видов биологических объектов. И всем, конечно, понравилась доступность биологии – все можно было потрогать, сделать своими руками препараты, провести самостоятельно эксперименты и опыты, – отметила Ксения Тараканова.