22-24 ноября Русский драматический театр им. Н. Бестужева представил первую премьеру на новой сцене - «Плоды просвещения» по пьесе Льва Толстого. Постановка вызвала неоднозначную реакцию зрителей – часть из них покинула премьеру не дождавшись ее окончания. Не сумевших по достоинству оценить творчество нового худрука театра на сайте министерства культуры Бурятии назвали поклонниками Петросяна.
Спектакль поставил новый 27-летний художественный руководитель театра Олег Юмов. «Его только формирующееся имя – уже определенная гарантия оригинальности и смелости в отношениях с классикой», - так восторженно описывается его творчество на сайте министерства культуры Бурятии. – «В Бурдраме Олег перенес сюжет шекспировского «Макбета» в бурят-монгольскую степь, а в Русском театре начал свои эксперименты с Толстого, да еще с чрезвычайно сложной и объемной пьесы «Плоды просвещения».
Спектакль действительно оказался и сложным, и объемным.
Больше трех часов непрерывного действия смогли выдержать немногие. Часть зала откровенно спала, а из сонного состояния зал выводили «туалетные сцены» лакея, который мужественно и безрезультатно боролся с невозможностью естественного оправления своих человеческих потребностей, или демонстративное выпячивание кухаркой господского дома своего объемного зада.
Сюжет пьесы построен на том, как горничная Таня смогла обмануть своих господ, и мужики из Курской губернии, благодаря полученной ею в ходе спиритического сеанса подписи на акте продажи помещиком земли, смогли стать землевладельцами. Сама же Таня убегает со своим возлюбленным-лакеем.
Тем не менее, Толстого, как пишут зрители в книге отзывов театра «здесь просто не было». В первый же день спектакля в антракте в гардеробе образовалась огромная очередь – люди спешили покинуть спектакль, который многие назвали «провалом». Несмотря на потраченную на премьеру огромную для театра сумму – порядка 1 миллиона 200 тысяч рублей, из которых 200 тысяч ушло только на рекламу премьеры – зритель проголосовал ногами.
«В первый же день премьеры со спектакля ушло больше сотни человек, во второй день почти 200 человек, - говорит один из работников театра. – Было больно смотреть на то, как люди покидают здание».
Спасти положение не смогли шикарный антураж, золотая и голубая цветовая гамма дорогих интерьеров и костюмов. Впрочем, был и перебор. Например, непонятно для чего Олег Юмов облачил русского помещика Звездинцева в восточный костюм, да еще с павлиньим пером на шапке.
В третий день организаторы спектакля постарались заполнить все кресла, ведь спектакль посетил президент Бурятии Вячеслав Наговицын, спикер Народного Хурала Матвей Гершевич и мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев. Как рассказал свидетель событий, министр культуры республики Тимур Цыбиков высказал президенту Бурятии свое восторженное отношение к премьере. Однако зрители видели, что многие чиновники сидели в VIP-ложе с закрытыми глазами, да и Вячеслав Наговицын на вопрос о его отношении к поставленному спектаклю предпочел перевести разговор в русло «профессионализма театральной труппы». Высокие гости вручили театру от республиканского правительства сертификат на 1 млн. рублей на следующие постановки.
Впрочем, рецензенты министерства культуры к уходу части зрителей с премьеры, видимо, отнеслись без особого огорчения. «Плоды просвещения» - это явление в Русской драме. Это принципиально новый уровень постановки. Любители программы «Кривое зеркало» и дешевых сериалов, скорее всего, уйдут после первого действия. Зритель, который ищет интеллектуальных и эстетических впечатлений от театра, пусть вкусит этот странный и красивый Плод, просвещения ради. Ему понравится», - говорится в посвященной премьере публикации на сайте министерства культуры Бурятии.
<p align=right><a target=_blank href=http://baikal-media.ru/news/culture/56996/>ИА «Байкал Медиа Консалтинг» </a></p>