В Иркутске хотят петь и играть на барабанах, а в Новосибирске – учиться. Данные от «Авито Услуг»

В Иркутске в два раза чаще стали брать уроки игры на фортепиано. Для сравнения – в Новосибирске быстрее всего растет рынок услуг образования. А вот технику для садовых и строительных работ иркутяне предпочитают не покупать, а брать в аренду. В Новосибирске прошел пресс-завтрак, организованный компанией «Авито» для представителей СМИ Сибирского Федерального округа. 

Ника ПЕСЧИНСКАЯ 

Основная тема разговора – «Как онлайн-площадки помогают сибирякам развивать бизнес в сфере услуг?» В рамках встречи были затронуты следующие вопросы: какие услуги востребованы у жителей Сибири сегодня? Что изменилось в потребительских предпочтениях? Как изменилось отношение сибиряков к онлайн-платформам, чем вызваны эти изменения? Какой бизнес в сфере услуг привлекает жителей СФО? И другие.

Для начала – немного статистики.

В настоящее время в сфере услуг сейчас занято почти 18 млн человек. Из них абсолютное большинство – это представители микро-бизнеса: 54%. На втором месте – частники: 29%. Третье место занимают представители малого бизнеса – 10%. И только семь процентов остается на крупный и средний бизнес.

Можно понять, насколько важной для первых трех категорий является возможность быстро и недорого рассказать о себе. Понимая это, «Авито» растет и развивается, стараясь быть все более удобной, не потерять своего клиента. Конкуренты тоже не отстают! Сейчас сервисов с объявлениями немало, и они очень популярны. Но «Авито» в лидерах.

В качестве спикера выступил Владислав Ильтяков, руководитель по стратегии и росту «Авито Услуг»:

- Ключевой тренд нашего времени – это цифровизация рынка. Заказчикам и исполнителям становится все проще находить друг друга, этот процесс автоматизируется. Раньше это были бумажные объявления, которые клеили на подъездах и остановках. Теперь все гораздо проще. Мы понимаем, что высокая доля «сарафанного радио» остается. Но все больше переходит в онлайн. Мы помним, как раньше ловили такси – стояли у дороги, вытянув руку, а сейчас таких людей воспринимают странно. И исполнители все чаще используют онлайн-каналы.

Аналитики «Авито Услуг» анализируют спрос и могут рассказать, какая картина в разных регионах. Если говорить про Новосибирск, то здесь спрос на обучение и курсы гораздо выше, чем в стране. Конечно же, хочется узнать: а какая статистика в Иркутской области?

Читайте и удивляйтесь.

Согласно данным аналитиков «Авито Услуг», в Приангарье обучение игре на фортепиано стало популярнее в два раза, на барабанах – почти в три раза. По итогам июля 2024 года спрос на услуги преподавателей по фортепиано и барабанах на платформе вырос на 122% и 186% соответственно. А спрос на уроки вокала в Иркутске вырос на треть с июля прошлого года.

И вообще за последний год в России увеличился интерес к освоению исконно русских инструментов! Спрос на преподавателей по гуслям вырос втрое, по балалайке — вдвое. И речь не только о детских музыкальных школах! Взрослые россияне все чаще осознанно выбирают в качестве хобби или альтернативного образования музыкальные курсы. Интерес к урокам по дирижированию увеличился втрое, а спрос на услуги преподавателей теории музыки и сольфеджио вырос в 2,9 раза и на 24% соответственно.

А еще Иркутск стал лидером в стране по уровню спроса на аренду техники. Может быть, у иркутян не хватает денег на покупку техники, а может, действительно, удобнее взять в аренду, чем купить.

На первом месте – строительные инструменты: перфораторы, виброплиты, генераторы, строительные леса и прочее. Спрос за последний год увеличился почти в 5 раз. На втором месте – спортинвентарь: сапборды, электровелосипеды, катамараны.

Оборудование для праздников занимает третье место, иркутяне стали в два раза чаще арендовать шатры, звуковые пульты, музыкальные колонки.

И на четвертом месте – садовые инструменты: измельчители веток, культиваторы, газонокосилки и другое. В Иркутске спрос на его аренду за последний год – с июля 2023 по июль 2024 – вырос в 9 раз, то есть на 800%.

А вот в топ-5 городов, где выше всего спрос на оборудование для праздников, Иркутск не вошел. Это Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск и Уфа. Так что с праздниками у нас пока не очень.

А знаете, какие услуги у иркутян самые популярные?

Маникюр. Наибольшим спросом в июле 2024 года пользовались мастера ногтевого сервиса. На втором месте – услуги мастеров по бровям и ресницам. Замыкают тройку лидеров услуги междугородних перевозок, включая транспортировку грузов.

Александр Куроптев, директор направления «Авито Услуги», говорит:

- Высокий спрос на услуги бровистов и мастеров ногтевого сервиса связан с увеличением внимания к личной эстетике и самовыражению.

Самый высокий темп роста услуг замечен в сфере IT. В лидерах у иркутян – обучение программированию, ремонт и обслуживание кондиционеров и вентиляционных систем, а также фулфилмент – работа с заказами в интернет-торговле. В июле 2024 года эти категории услуг показали самый высокий темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За год интерес увеличился в 8,6 раза.

Специалисты считают: это потому, что работа в сфере информационных технологий открывает возможности для профессионального роста и увеличения дохода.

Прорыв замечен и в области обслуживания кондиционеров и вентиляционных систем. В июле 2024 года спрос на ремонт и обслуживание кондиционеров и вентиляционных систем увеличился в 5,1 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это тоже объяснимо: с ростом доступности бытовой техники все больше иркутян приобретают кондиционеры и устанавливают вентиляции.

Ну, и фулфилмент: в июле 2024 года спрос на приём, хранение, упаковку, комплектацию, доставку товаров до конечного потребителя и обработку увеличился в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эта услуга позволяет предпринимателям сосредоточиться на своих основных бизнес-процессах, передавая логистические задачи на аутсорсинг специализированным компаниям.

Во время встречи был задано немало вопросов. Например, какие механизмы защиты существуют? И речь не только о мошенниках – хотя без разговора про них, любимых, конечно, не обошлось. Но здесь компания «Авито» работает усиленно. Есть система верификации пользователей по документам, чтобы уж точно знать, с кем ты общаешься.

А вот если неадекватный заказчик вообще без причины начинает писать множество негативных отзывов – что с такими делать?

- Если поведение заказчика странное по ряду моментов – или номер телефона не проверен, или, например, он только что зарегистрировался и тут же начал писать множество отзывов на разные объявления – это настораживает. Есть определенный процесс модерации. Понятно, что всегда правда на чьей-то стороне, но если есть необоснованные претензии, то модерация вправе удалить такие отзывы.

- А как скоро можно будет писать отзывы на заказчиков? – поступил вопрос.

- Мы работаем над этим, активно думаем. Есть определенный план. Мы – компания, которая привыкла все тестировать, проверять через гипотезы. Но такое возможно.

И напоследок – еще немного данных.

Рынок услуг в России является крупной отраслью с триллионным годовым оборотом. Частных исполнителей больше всего — они занимают 78% рынка. Однако такие исполнители услуг генерируют только треть общей выручки (5 трлн руб.). Больше всего зарабатывают представители микробизнеса – 10 трлн руб., или 63% от общей выручки рынка услуг.

Екатерина Блинцова, менеджер проектов отдела изучения клиентского опыта и покупательского поведения ORO:

- Частники буквально захватили рынок услуг, в отдельных категориях их доля от всех провайдеров не менее 90% (например, услуги домашнего персонала и ухода за животными, образовательные и IT услуги). В свою очередь микро-бизнес, являясь вторым типом провайдеров по объему заказов и первым по выручке, на треть состоит из ИП, работающих в одиночку. В итоге рынок услуг со стороны исполнителей практически на 3/4 (73%) представлен одиночками.

Артем Кумпель, старший управляющий директор «Авито Услуг»:

- Мы видим, как рынок онлайн услуг растет, особенно это заметно в сфере грузоперевозок, обучения и услуг по продвижению бизнеса в интернете. И во многом этому способствует развитие онлайн-инструментов. Уже сейчас на нашей платформе пользователям доступны: онлайн-запись, где пользователь может посмотреть свободные слоты специалистов — что позволяет забронировать «окошко» моментально; заявки на работы под ключ в отделочных работах; срочные услуги в категории «Транспорт» и при вызове «мастера на час». Также мы постоянно модернизируем систему безопасности, чтобы пользователи платформы чувствовали себя защищенно».

В среднем за месяц «частники» зарабатывают 79 тыс. руб. в месяц при средней стоимости заказа – 34,1 тыс. руб. В свою очередь микро-, малые и средние компании в среднем за месяц зарабатывают 667 тыс. руб. в месяц при среднем чеке – 124,1 тыс. руб. в месяц.

Больше всего исполнителей работает в сфере красоты и здоровья. Вторая по популярности сфера у исполнителей – IT, дизайн и маркетинг. Замыкает тройку сфера обучения. В объёме заказов же превалируют транспортные, бьюти и образовательные услуги.

Лидер по годовому обороту в 2023 году – строительная отрасль (3,3 трлн рублей). В сфере IT, дизайна и маркетинга оборот составляет 1,9 трлн руб. Замыкают тройку прибыльных сфер — транспортные услуги с годовым оборотом в 1,6 трлн руб. 

СПРАВКА 

Авито — лидирующая онлайн-платформа для коммерции в России.
Согласно данным Similar Web, Авито — самая популярная онлайн-платформа объявлений в мире. 

Количество активных объявлений на Авито сегодня — более 200 млн, годовая аудитория — более 80 млн клиентов. Каждую секунду на Авито совершается более восьми сделок, ежедневно пользователи добавляют более 900 000 новых объявлений. В марте 2022 года Авито стало самым скачиваемым приложением в России в категории Shopping*. 



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ