В последнее время иркутские болельщики всерьез обеспокоены снижением посещаемости матчей "Байкал-Энергии". Руководство клуба пошло на диалог и предложило болельщикам озвучить свои мысли по улучшению ситуации на встрече 19 декабря.
Name: Бывалый
From: СССР
Несколько спорных мыслей о клубе «Байкал – Энергия».
Если это СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, то все разговоры о его самоокупаемости, прибыльности и чьей-то выгоде не имеют никакого смысла. Поскольку, главной задачей такого ОБЩЕСТВЕННОГО проекта является удовлетворение ОБЩЕСТВЕННОЙ потребности, за счет ОБЩИХ денег - казны государства, местных бюджетов и в т.ч. частных пожертвований .
То есть, всем должно быть раз и навсегда понятно, что если вид спорта, клуб являются социальным ( а следовательно – датируемым) проектом, то вожделенная «самоокупаемость» его – это задача стосороквосьмая. Главная задача – удовлетворение потребности социально разнородных групп населения в спортивном зрелище и пропаганда здорового образа жизни.
Выгода социальных проектов, в отличие от «бизнес-проектов» кроется не в сиюминутном финансовом результате (прибыли), а в стратегических достижениях, таких как положительный эмоциональный фон, развитие спортивных площадок, укрепление здоровья населения, занятость подростков и молодежи полезным делом и т.д. Собственно, сама идея массового общественного проекта заключается в развитии положительных личных и социальных качеств граждан, для чего - сами граждане готовы потратить часть ОБЩЕГО бюджета. Например, НДФЛ – который целиком идет в местный бюджет.
К примеру, мои знакомые платят по 250-300 тыс. НДФЛ ежегодно, в местный бюджет г. Иркутска. Как думаете – заслужили они право бесплатно пользоваться таким ОБЩЕСТВЕННЫМ благом, как посещение стадиона на домашних матчах клуба?
Вопрос риторический, верно? Да, они люди не бедные и могут позволить себе билеты и абонементы любой разумной стоимости. Но, думаю только в том случае, если клуб будет БИЗНЕС-проектом группы лиц.
Потому что, свою социальную задачу по наполнению бюджета из которого финансируется команда, они уже давно выполнили и перевыполнили на 100 лет, вперед, чем и заслужили право БЕСПЛАТНОГО пользования ОБЩЕСТВЕННЫМ благом.
Вывод простой: Если клуб «БЭ» является СОЦИАЛЬНЫМ проектом, существующим на ОБЩИЕ деньги граждан, выделяемых из бюджета и пожертвования бизнесменов, которые пользуются такими же общими природными благами для своего бизнеса: водными и другими ресурсами, – разговор об оплате гражданами права посещения матчей клуба, как обязательного элемента «извлечения выгоды» с целью оплаты инфраструктурных расходов просто противоречит и здравому смыслу, и самой идее и главным задачам общественного проекта – удовлетворять интересы общества за счет общественных средств и бюджетов.
В социальном проекте, граждане являются одновременно и финансистами его деятельности: опосредовано, через налоги и другие отчисления в различные бюджеты, и потребителями услуг, предоставляемых им этим проектом.
Принцип простой: сами для себя построили, сами оплатили, сами пользуемся. И оплата может быть оставлена на уровне символической, минимальной.
Далее.
Если клуб «Байкал – Энергия» является БИЗНЕС – проектом группы лиц, входящих в местные спортивные и деловые элиты, то и разговор о системной организации этого бизнеса должен быть совершенно иным.
А именно: БИЗНЕС – проекты существуют для извлечения прибыли, удовлетворяя интересы и потребности только определенной, прямо заинтересованной группы лиц.
И это далеко не масса граждан страны – это конкретная часть населения, имеющая доступ к определенным административным и финансовым институтам.
Особенность спортивных бизнес – проектов последних десятилетий в том, что они могут АВТОНОМНО обходиться без финансового участия массы граждан – «болельщиков». И совершенно не зависеть от количества проданных билетов и их стоимости.
Да, какое-то количество людей на трибунах интересно бизнесу, но, только с одной стороны – финансовой выгоды: с помощью «кассы» из карманов населения, бизнес снижает СВОИ издержки на содержание проекта, вот и все.
Вот и вся «заинтересованность» в увеличении количества посетителей матчей клуба.
Ни для кого не секрет, что в настоящих условиях ВСЕ клубы суперлиги могут играть без зрителей на стадионах, вообще – яркий пример: Динамо Москва, последние 15 лет. Посещаемость в круговом турнире - от силы 20 человек.
Что получаем? Вместо паритетного соотношения из «социального проекта: сами платим из общего котла и сами пользуемся и от нас ВСЁ зависит», это соотношение трансформируется в совершенно иную плоскость. А именно: «кто-то вкладывает, а мы пользуемся, за плату и от НАС (населения) ничего не зависит».
Разумеется, когда население имеет дело с бизнес-проектом, как с видом услуги, например, по комфортному просмотру спортивного мероприятия, оно вправе требовать от бизнесменов ПРЕДОСТАВИТЬ услуги соответствующего качества.
А бизнес, в ответ, ОБЯЗАН вкладывать в проект СВОИ средства или не заниматься проектом совсем. Запомните, никакой бизнес в РФ НИКОГДА не «отбивал» вложенных в инфраструктуру денег на клубных проектах, в спорте.
Да, там где дорого стоят игроки (НБА, футбол, ХСШ) там еще можно, спекулируя на их трансферах, выйти в хороший плюс. Но, инфраструктура, при этом, всё равно останется убыточной.
Таково ее свойство, как основных фондов – это вам расскажет любой бухгалтер. Издержки содержания инфраструктуры растут по мере ее амортизации, из года в год.
Что происходит в «БЭ»?
А чего терпеть-то?
Смотреть, как тусуется состав игроков и тренеров, каждые год-два, после чего, новички нам сообщают, что «потерпите, мы будем строить новую команду, лет 5-7», а через пару лет – вся чехарда повторяется снова.
Это вот как называется? Сами придумайте не бранное слово.
О влиянии «бизнеса» на нравственную и этическую составляющую спорта и вокруг него.
При всех попытках придать проекту видимость «социального», в основном, за счет того , что Иркутсэнерго выполняет свои «общественные обязанности» по поддержанию клуба деньгами, этот проект носит характер частного бизнеса, в котором возможны такие абсурдно-авантюристические решения, которые наносят НЕПОПРАВИМЫЙ вред и виду спорта, и репутации клуба, в целом.
Разумеется, вы все понимаете, о чем я говорю: только в частном клубе, где руководитель позволяет себе волюнтаристские решения, без оценки неблагоприятных потерь и репутационных рисков, возможна ситуация 9/11.
Когда мягко говоря, недальновидное, распоряжение президента клуба основано на простой бизнес-формуле: «деньги мои – значит, и командую я».
Да, потом начинаются разборки и прочее. Выплывают дурацкие формулы типа «бизнес и ничего личного», и клуб покидает важнейшая составная эмоционально-практического единства клуба и болельщиков - причастность к жизни команды.
Ребята! Если это «ваш бизнес», в котором вы чего-то там делаете сами себе на уме – при чем тут простые болельщики? Массовка для снижения издержек? И всё?
Как оказалось, с ролью «массовки» не согласились тысячи болельщиков. И вовсе не потому, что им нечем заплатить за билеты, а потому, что из жизни клуба пропала эмоциональная составляющая, нравственный стержень: оказалось, что «своих» можно бросать, что для сиюминутных выгод можно приглашать «решал», публично обещающих «оставить вам клуб серьезного уровня», а оставляющего развалы и изгнание ряда знаковых игроков. «Ничего личного?» «Бизнес?»
Причем тут какая-то этика взаимоотношений, поддержка игроков, мотивация болельщиков и прочая «лабуда»? Это «не выгодно». Это бизнес.
В заключение коротко о ценах на билеты. Даже самому тупому манагеру средней руки, доступна элементарная арифметика:
при цене билета 200 руб. и посещаемости 1000 чел. Имеем выручку 200 т.р.
Добавив к этой цифре льготников, за 100 р., которых будет, вначале 500, а потом все более, получим прибавку в 50 т.р.с потенциалом роста этой цифры. Добавив сюда льготников по 50 руб/билет – получим прибавку еще 500 чел – 25 т.р.
Итак, с помощью одной только операции по тарификации стоимости билетов, в зависимости от материального положения и др. параметров, можно добиться:
А если не делать с ценами вообще ничего – то будем терять от 75 тысяч руб. на каждом домашнем матче. Демонстративное равнодушие «бизнесменов» к этому вопросу как раз и символизирует как нельзя «лучше» эпоху «бизнеса», в спорте - в котором не осталось «ничего личного».