Многочисленные нарушения выявлены при проверке жилищно-коммунального комплекса Приангарья

Сегодня на коллегии прокуратуры области рассмотрены результаты проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение прав граждан при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, услуги организаций ЖКХ, а также при подготовке жилья и объектов социального значения к отопительному сезону

Проведенная органами прокуратуры проверка свидетельствует, что органами местного самоуправления при установлении тарифов на услуги коммунального комплекса допускаются многочисленные нарушения. В нарушение требований Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», тарифы на 2009 -2010 годы в отдельных муниципальных образованиях устанавливались решениями представительных органов местного самоуправления.

В области выявлены факты, тогда тарифы на коммунальные услуги администрациями поселений устанавливались в размерах, превышающих предельные индексы платы граждан за коммунальные услуги. Такие нарушения допускались органами местного самоуправления в Братском, Слюдянском районах, г. Ангарске. Например, администрацией Култукского поселения устанавливались тарифы на водоотведение, водоснабжение на 11% выше, чем был установлен индекс повышения платы. Прокурор Слюдянского района обратился в суд с требованием признания правового акта незаконным. Суд удовлетворил требования прокурора, правовой акт был приведен в соответствии с требованием закона, а гражданам произведен перерасчет.

Многочисленны случаи нарушения сроков введения тарифов в действие. Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия устанавливались, менее чем за один календарный месяц до даты окончания их действия. Подобные факты допускались в поселениях Нижнеилимского, Шелеховского, Бодайбинского, Тулунского, Усть-Кутского районов.

Так, Тулунской межрайонной прокуратурой опротестовано постановление администрации Азейского сельского поселения «Об установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги», поскольку был нарушен срок введения их в действие. Вместо введения тарифа с 13 января, он вводился в действие с 1 января. В связи чем, нарушены права граждан на информированность о повышении оплаты за коммунальные услуги.

При установлении льготных тарифов для населения на водоснабжение и водоотведение в Слюдянском, Тулунском, Чунском, Киренском, Нижнеилимском, Братском районах механизм компенсации выпадающих доходов организаций не определялся, требования Бюджетного законодательства о предоставлении субсидий организациям не учитывались.

Рядом глав муниципальных образований допускались факты незаконного расходования средств областного бюджета. Вместо направления их в теплоснабжающие организации, они направлялись в коммунальные организации, не предоставляющие таких услуг. Так, администрацией Чунского поселения средства областного бюджета в размере 5 млн.руб. были направлены МУП «Тепловодоснабжение», которое не являлось производителем тепловой энергии. Прокуратурой района в следственный отдел следственного управления СК при прокуратуре РФ по Иркутской области были направлены материалы для дачи действиям главы администрации поселения уголовно-правовой оценки. Возбуждено уголовное дело, в настоящее время проводится предварительное расследование.

В ходе надзорной деятельности были выявлены серьезные нарушения федерального законодательства, отсутствие системы в сфере компенсации разницы в тарифах на тепловую энергию. Недостаточный объем субсидий в местные бюджеты для компенсации этой разницы повлекло невозможность для теплоснабжающих организаций закупать топливо и проводить необходимые ремонтные работы. Кроме того, возникла и задолженность по заработной плате в организациях коммунального комплекса.

Настойчивая и последовательная работа в этом направлении со стороны прокуратуры области, внесение представлений в Правительство области, законодательной инициативы о поправках к проекту бюджета на 2010 год, позволили обеспечить полное возмещение разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения. А также исключить нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности в этой сфере, защитить права граждан на безопасное и комфортное проживание.

Также были выявлены серьезные нарушения жилищного законодательства в деятельности управляющих компаний, являющихся посредником между ресурсоснабжающими организациями и непосредственно гражданами.

В большинстве территорий, где проведены проверки, договоры управления многоквартирными домами не соответствовали требованиям закона. Не была установлена стоимость конкретных услуг, оказываемых обслуживающими организациями. В нарушение требований Жилищного кодекса РФ, многими управляющими компаниями гражданам не направлялись платежные документы, на основании которых должна вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Не соблюдались требования также Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, а именно – управляющими компаниями договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг не заключались.

Вскрыты факты, когда гражданам, проживающим в жилых помещениях, оборудованных приборами учета, плата за отопление и горячее водоснабжение начислялась по нормативам потребления коммунальных услуг. А расчеты с ресурсоснабжающими организациями производились на основании показаний приборов учета. Не всегда удовлетворялись требования граждан о перерасчете платы в связи с не предоставлением жилищно-коммунальных услуг либо предоставлением их ненадлежащего качества. Кроме того, выявлены серьезные нарушения финансовой дисциплины и требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета в этих организациях.

По результатам проверки только прокуратурой г. Ангарска внесено 18 представлений об устранении нарушений закона в адрес руководителей управляющих компаний и индивидуальных предпринимателей, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.

Факты недостаточного либо несвоевременного финансирования мероприятий по подготовке объектов ЖКХ к зиме выявлялись прокурорами г. Усть-Кута, Жигаловского и Слюдянского районов. По представлениям прокуроров финансирование увеличивалось. Но, даже при достаточности и своевременности выделения денег, на многих территориях нарушались сроки выполнения ремонтных работ. Такие факты вскрыты в городах Черемхово, Усолье-Сибирское, Киренском Братском Нукутском, Усть-Удинском, Нижнеилимском, Жигаловском, Заларинском и др. районах.

Наряду с этим, контролирующими органами не по всем выявленным фактам нарушения сроков и не обеспечения качества подготовки жилья, котельных, тепловых сетей принимались меры по привлечению юридических и должностных лиц к ответственности.

По выявленным фактам прокуратурой области внесены представления в Службу государственного жилищного контроля и строительного надзора с требованием решить вопрос об ответственности виновных лиц самой Службы.

Потребовалось вмешательство органов прокуратуры и в связи долгами предприятий ЖКХ перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов. Эти долги не позволили бы в последующем заключить контракты на поставки топлива в текущем отопительном сезоне. Прокуроры заставили предприятия ЖКХ принять меры к принудительному взысканию дебиторской задолженности и погашению долгов перед энергетиками и поставщиками топлива. Внесение прокурорами более 50 представлений способствовало снижению общего объема задолженности на 335 млн.руб.

Принятые прокурорами городов и районов меры способствовали и тому, что подготовка жилья и объектов коммунальной инфраструктуры к сезонной эксплуатации, замена ветхих сетей произведены своевременно, но только в запланированных объемах. В целом по региону сформированы нормативные запасы топлива, своевременно начат и произведен запуск тепловых источников и подключение к ним жилых домов и объектов социального значения.

По итогам работы коллегии выработаны конкретные меры повышения эффективности на этом важнейшем направлении прокурорской деятельности.

"Байкал24" впервые опубликовано



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ