Кадры решают все… Этому известному утверждению уже 85 лет, но оно нисколько не утратило актуальности. Напротив, сегодня как никогда профессиональные умения, высокая квалификация работника приобретают все большую значимость и играют первостепенную роль в решении социально-экономических и управленческих задач.
Но чтобы на производство и в сферу услуг пришли квалифицированные специалисты,необходимо их подготовить, дать современные знания, навыки и умения, владение которыми позволит результативно решать разнообразные задачи профессиональной деятельности.
По статистике почти 44% занятых в настоящее время в региональной экономике – это люди со средним профессиональным образованием. Поэтому от того, насколько качественно будет осуществляться образовательный процесс в колледжах и техникумах региона, в значительной степени зависит эффективность региональной экономики, уровень социально-экономического развития региона.
Несомненно, главная роль в обеспечении качества подготовки кадров принадлежит педагогическому персоналу образовательных организаций. Педагог является ключевой фигурой образовательного процесса, от компетентности и педагогического мастерства которой зависит уровень подготовки выпускника образовательной организации, начинающего свою профессиональную деятельность. Но важны не только знания и навыки, которые должен передать педагог. Важно, чтобы преподаватель или мастер производственного обучения сам был профессионально увлеченным человеком и смог усилить профессиональную мотивацию обучающихся, развить их интерес к выбранной профессии.
Именно поэтому в региональной системе среднего профессионального образования большое внимание уделяется вопросам подготовки и развития педагогических кадров для образовательных организаций СПО.
По данным мониторинга качества подготовки кадров в образовательном процессе в колледжах и техникумах Иркутской области участвует более 4 тыс. педагогических работников, включая мастеров производственного обучения. Среди них 85% педагогов имеют высшее образование; почти 33% преподавателей и мастеров производственного обучения – моложе 40 лет, а в целом средний возраст педагогических работников образовательных организаций СПО составляет 46 лет.
Важной тенденцией последних лет стало привлечение к образовательному процессу специалистов-практиков с производства, тех, кто не понаслышке знает современные технологии и условия работы. Действительно, даже наличие в образовательной организации хорошо оснащенной учебно-лабораторной базы и производственных мастерских вряд ли даст ожидаемый результат, если не будет тех, кто научит использовать современную технику и технологии. Поэтому неудивительно, что сегодня в составе педагогических работников образовательных организаций СПО почти 300 преподавателей и мастеров производственного обучения, которые совсем недавно работали на предприятиях региона иперешли на педагогическую работу.
Более 70 сотрудников из числа действующих работников профильных предприятий и организаций работают в колледжах и техникумах по совместительству в качестве преподавателей и мастеров производственного обучения. Специалистов-практиков привлекают к разработке учебных планов, к участию в управлении образовательными организациями и принятии решений по их развитию.
Они проводят различные виды учебных занятий, руководят проектной работой студентов, участвуют в работе государственных экзаменационных комиссий и пр.Особенно активно налажено взаимодействие с профильными предприятиями в Ангарском медицинском колледже, Братском профессиональном техникуме и филиале Братского педагогического колледжа в г. Тулун, в которых доля специалистов-практиков в числе педагогических работников, участвующих в образовательном процессе, составляет соответственно 24%, 47% и 19%.
Заслуживает внимания и опыт работы Ангарского техникума строительных технологий, Тулунского аграрного техникума, Зиминского железнодорожного техникума, в составе педагогических работников которых велика доля тех, кто, имея опыт практической деятельности на предприятиях пришел на педагогическую работу.
Такое сотрудничество предприятий региональной экономики и образовательных организаций чрезвычайно ценно и полезно для каждой из взаимодействующих сторон. Ведь для предприятий – это хорошая возможность «вложить» в образовательный контент современный материал, довести свои требования к знаниям и умениям обучающихся. Для образовательных организаций – возможность синхронизировать образовательный процесс с требованиями работодателей и тем самым создать условия для повышения качества подготовки кадров.
Важную роль в развитии кадрового потенциала образовательных организаций СПО играет участие Иркутской области в движении WorlskillsRussia, в рамках которого проводится сертификация преподавателей и мастеров производственного обучения.
Сегодня регион отличает хорошо организованная система повышения квалификации педагогических работников. По данным последнего мониторинга качества подготовки кадров в 2019 году 50,5% из числа преподавателей и мастеров производственного обучения освоили программы повышения квалификации. Из общего числа педагогических работников каждый четвертый прошел повышение квалификации по информационно-коммуникационным технологиям, что отвечает задачам повышения цифровой зрелости.
Почти каждый десятый педагогический работник прошел повышение квалификации в форме стажировки. Такое включение педагога в конкретную профессиональную деятельность позволяет не только дополнить имеющиеся теоретические знания, но и непосредственно на предприятии познакомиться с передовым опытом в профессиональной сфере, освоить новые практические умения и навыки, используя современное оборудование.
Сегодня среднее профессиональное образование динамично развивается, а вместе с его развитием и модернизацией меняется роль преподавателей и мастеров производственного обучения в образовательном процессе.Все более высокими становятся требования к профессиональному уровню преподавателей, все более значимой становится ценностно-нравственная ориентация педагога. Однако одно остается неизменным – в первую очередь от педагога зависит профессионализм будущего молодого специалиста.