«Соперники ветра». На Байкале работает детская школа парусного спорта

…Когда я только начала писать про парусный спорт, то никак не могла понять: ну, чем яхтсмены так отличаются? Они какие-то… яркие, необычные, классные. Потом поняла: наверное, так выглядит внутренняя свобода. Считается, что парусный спорт – для богатых людей, которые могут себе позволить жить иначе. Но это не так. Среди яхтсменов не только владельцы яхт, а рядовые матросы и члены экипажа. Так что подлинная свобода не в этом. Так в чем же?.. 

Ника ПЕСЧИНСКАЯ. Фото автора

Дружба с парусом

А поможет нам в этом Александр Московских, президент Федерации парусного спорта Иркутской области. Именно он открыл мне довольно неожиданный взгляд на свой любимый вид спорта, которому отдает большую часть ресурсов и времени.

Александр Московских родился 9 марта 1965 года в Ангарске, с детства осваивал рукопашный бой, легкую атлетику, волейбол, имел разряды. После школы окончил авиационное училище, а также школу ДОСААФ, где отучился на курсах авкалангистов (ныне – дайверов). Устроился в ДОСААФ инструктором, где возглавил работу трех региональных федераций: водно-моторного спорта, подводного плавания и морского многоборья.

- Вот там и познакомился с парусом, - рассказывает Александр Анатольевич, - в морское многоборье входит парусная гонка.

Стал чемпионом области по морскому многоборью и подводному плаванию. Но посвятить себя спорту целиком не вышло. Семью и детей надо было кормить (кстати, у Александра и его жены Елены шестеро детей). И появилось свое дело – столярное производство. Была постоянная потребность в сушке пиломатериалов, и Александр, которого с детства тянуло к технике, стал размышлять: как ускорить долгий процесс без потери качества? В итоге нашел свое решение, уникальную технологию, и сейчас занимается производством вакуумно-сушильных камер для деревопереработки. Заработка хватает и на семью, и на помощь любимому спорту. У него две свои крейсерских яхты – «Невеста ветра» и «Blue marlin».

- Раньше я тратил на парусный спорт 2-3 процента от своего времени, - говорит Александр Анатольевич, - два-три раза в год участвовал в регатах. Но после того, как я четыре года назад стал главой федерации, то около двадцати процентов времени и ресурсов трачу на бизнес, остальное – парусный спорт.

Александр Московских – фанат в лучшем значении этого слова. Он не просто говорит правильные вещи, но и делает реальные дела. Причем на свои личные средства.

- Когда я пришел на должность, то было понимание, что надо что-то менять. Была нужна материальная база, коллектив. В Иркутске не было ни одного судьи с квалификацией. Причем знания позволяли людям судить, а вот официальной категории не было. На данный момент судей уже восемь, и каждый год судейский корпус пополняется. Не было подготовленного тренерского коллектива. Детский спорт у нас был, Евгения Турчанинова вела занятия. И сейчас работает школа «Исток». Но это больше походит на секцию, где все возраста вместе. Я изучил опыт Академии парусного спорта Санкт-Петербурга: там в каждом классе – свой уровень и свои тренеры. А где взять столько тренеров? В иркутском Училище олимпийского резерва такой специальности нет. Мы поговорили с директором училища Ильей Резником, и он пошел навстречу. Мы сделали курсы дополнительной подготовки по парусному спорту. Группа прошла обучение, сейчас у нас в детской школе «Оптимист» работают тренеры только с квалификацией.


Маленькие капитаны

Признаюсь: я не думала, что детский парусный спорт – это настолько важно, особенно в наше время. Мне, как и многим, казалось: яхта – это символ принадлежности к богатству, к мечте. Если прессу периодически приглашают на регаты, то простым смертным это недоступно. А дети на яхте… Да, красиво, трогательно: маленькие капитаны. Зрелищно! Хотя не сравнить с «настоящим» спортом и его нагрузками.

Так думала я, пока Александр Московских не предложил мне сделать материал о парусной школе «Оптимист». Известно, что без детского спорта никакая спортивная федерация успехов не добьется. Конечно, наши яхтсмены – большие фанаты спорта, но чтобы побеждать на всероссийском и международном уровнях, нужно заниматься с детства. А есть ли в Иркутске такая возможность?

- Когда я возглавил Федерацию, то много думал еще вот над чем. Дети у нас охотно занимаются, но вырастают и бросают. До взрослых гонок на крейсерских яхтах почти не доходят. Почему? Потому что гоняться на детских лодках «Оптимист», «Кадет», «Лазер» подросткам уже неинтересно. У нас нет флота для переходного этапа. Для детей постарше нужны яхты другого класса: шверботы «420», «470» и «Финн». Мы обсудили с тренером Виктором Макушевым и решили создать явление, которое позволит детям перейти во взрослый флот и расти дальше.

И вот уже пятый год работает в Иркутске парусная школа «Оптимист», где около тридцати воспитанников. Руководитель – Виктор Макушев. Набор – с девяти лет, раньше не рекомендуется. Александр Московских за свой счет приобрел яхты. Сейчас в распоряжении школы – две лодки СВ-20, пятнадцать «Оптимистов», пять «Лазеров», две «СВ»-20 и три «Финна». Всем флота хватает, очереди нет. Федерация парусного спорта Иркутской области за свой счет возит детей на соревнования: в Геленджик, в Новосибирск, Владивосток.

Конечно, показателем работы школы всегда являются призовые места на крупных соревнованиях. И здесь прогресс имеется. Основные успехи связаны с буерным спортом: это зимний вариант парусного спорта. Буер – это та же лодка с парусом, только на коньках. На Байкале лед чистый и прочный, держится до апреля, и здесь перспективы у иркутян хорошие. Местные буеристы уже занимают призовые места по разным возрастам. Летом, на воде им, конечно, сложно конкурировать с тем же Новосибирском или Владивостоком, где традиции давние. Но рост имеется. Однако спортивные успехи – это не главное в детском спорте, говорит Александр Московских:

- Парус дает самостоятельность мышления. Как сейчас построена система образования? Дается вопрос и несколько вариантов ответов. Может, так проверяются знания, но при этом не включаются мышление, анализ. И еще в России такая специфика воспитания: мы детей очень опекаем, постоянно говорим, что и как нужно делать. А когда ребенок выходит на воду и остается один на один с лодкой и ветром, у него есть только задача – куда прийти. А вот как прийти – он вынужден самостоятельно искать и принимать решения.

Или мы, взрослые. Одно дело – когда принимаем решение в свободной обстановке, и от этого мало что зависит. Но как только мы попадаем в экстремальную ситуацию, то система приема решений становится совсем иной: меняется скорость, конкретика. Потому что кризисная ситуация. Парусный спорт даже на тренировке подразумевает то же самое! Тренер поставил задачу: «Вот поворотный знак, ты должен туда дойти». А как дойти? И ребенок сам, ориентируясь только на ветер, парус и те знания, которые ему дали, стремится выполнить задачу самостоятельно. Никто ему тут не подскажет. И это – микрокризисная ситуация, в которой он концентрируется. Плюс еще то, что тренировки происходят коллективно. И ребенок при принятии решения еще должен включать фактор соперника. Кто находится рядом, - насколько он близко, возможны ли столкновения, как разойтись? По каким правилам? Тут уже надо знать правила поведения на воде. В этом и есть прелесть парусного спорта: в развитии детей. Тот, кто пройдет эту школу и закрепится – это однозначно человек, который умеет принимать решения, адаптироваться в постоянной меняющейся ситуации и принимать решения, причем с учетом множества факторов. Направление ветра, дистанция, положение соперников, их курсы. И эта многозадачность сильно развивает мышление.

Действительно, спортсменов часто «водят за руку»: дескать, ваша задача – только тренироваться и выигрывать, а все остальное за вас решат. В итоге люди, завершив карьеру, оказываются беспомощны перед жизнью. А здесь обратная ситуация.

- Есть поговорка яхтсменов: «Парусный спорт – это вам не шахматы, здесь думать надо!» Когда я первый раз услышал ее, то бы удивлен: «А почему? Казалось бы, наоборот, шахматы – это интеллектуальная игра». Но в шахматах есть стандартные ситуации и способы их решения. А в парусном спорте такого в принципе не существует. Ветер изменился, и обстановка меняется полностью! Так давайте ответим на вопрос: «Какова основная цель спорта?» Спортивная или воспитательная? Я думаю, что любой родитель, который приводит ребенка в секцию, обязательно подразумевает воспитание. Ребенок приучается к дисциплине, системности, мышлению. У кого-то задача – уметь защитить себя в жизни, и ему подойдут единоборства. Кому-то важна хорошая осанка, гармоничное развитие – тогда это танцы или гимнастика. Всегда, я считаю, первоочередная задача родителя – это воспитание. Вопрос выбора – в какой области развиваться? Здесь важно определить и предрасположенность ребенка, и знать возможности родителя. Вот поэтому я считаю, что важно и правильно рассказывать о парусном спорте. Ведь многие не знают этой специфики! Думают: это красивый имиджевый вид спорта, если ты здесь – то ты успешный человек.

- Но ведь успех отсюда и приходит: от умения принимать правильные решения, и вовремя.

- Да, тут неизвестно, что было раньше: курица или яйцо? Парусный спорт в жизни взрослого человека – как следствие успешности, или успешность как следствие того, что он в детстве занимался парусным спортом, получил навыки, и это помогло ему стать успешным? Вот этот стереотип – что это спорт для избранных, богатых, – мы и хотим поменять этот стереотип. Он существует только потому, что мы еще не донесли до людей. А сейчас мы это с помощью прессы и пытаемся сделать!

Кстати, в Федерации парусного спорта Иркутской области есть также школа для взрослых. Можно прийти с нулевой подготовкой, а после шести-восьми тренировок уже выйти на соревнования. Матчевые гонки – увлекательная вещь: участники стартуют по двое, победитель выходит дальше, а потом – финал. Что важно: если крейсерские яхты различаются по длине, площади парусов и так далее, то матчевые гонки на одинаковых спортивных яхтах – тут решает только мастерство яхтсмена. Байкальская парусная школа лицензирована во всероссийской федерации и готовит дипломированных яхтсменов, которым дается полная гамма знаний. Это отличный отдых, хобби, тренировка и новые друзья. И все это доступно.



Главное для тренера – терпение


Сергей Дюжаков – самый опытный тренер в школе «Оптимист», он работает со старшим воспитанниками. У него свой взгляд на пользу парусного спорта:

- Большой плюс – в том, что дети находятся на природе. И уровень подготовки должен быть хороший, чтобы совладать с водой. Дети этому обучаются с малых лет и потом со стихией на «ты».

- Что самое сложное?

- Главное – в первое время не испугать ребенка. Если он не может контролировать парус, то иногда получает шок и теряет интерес из-за шока. Но большинству детей, когда они первый раз прокатятся, все очень сильно нравится.

- В чем Ваш личный подход?

- В хорошей физподготовке и в том, чтобы именно на воде тратить времени 90%.

- Чего нельзя делать ни в коем случае?

- Нельзя воспитывать ребенка физически. Нельзя обижать детей никогда. Он не должен обижаться. Нельзя давить сильно.

Сергей Дюжаков – иркутянин, до недавнего времени работал во Владивостоке, в Морском государственном университете, обучал детей парусному спорту. Около года назад получил тяжелую травму – перелом позвоночника, с отказом нижних конечностей. Вернулся в Иркутск. Однако жить без парусного спорта не может. В своей коляске он выезжает с детьми на соревнования – на Байкал, Новосибирск. Во время соревнований пересаживается в лодку, чтобы быть рядом с детьми.

- Да, у меня есть инвалидность, - говорит Сергей Сергеевич, - теоретически я могу участвовать в Паралимпийских соревнованиях, но у нас в Иркутске это движение не развито. А заниматься хочется, поэтому я буду гоняться с обычными спортсменами. Также с детьми занимаюсь. Начинаешь забывать про инвалидность, и это поможет быстрее стать на ноги. У меня есть улучшение, я понемногу начинаю ходить по лестнице. Надеюсь избавиться от коляски скоро. Да, нагрузка для меня очень большая. Тяжеловато, спина болит. Ногам тяжело. Но… просят. Поэтому я здесь!

Виктор Макушев, руководитель школы «Оптимист», рассказал о том, как проходят занятия:

- Дети все лето на воде, они загорелые, здоровые, закаленные. Занятия – трижды в неделю по четыре часа. Вся инфраструктура предоставляется, с собой они берут только сухую сменную одежду и перекус.

- А в плохую погоду что делаете?

- Учим матчать. По сути, это такое небольшое «высшее образование» для детей. Они изучают теоретическую механику, как работает парус, физику, гидро- и аэродинамику. Такелажное дело – работа с веревками. Юридическая часть, правила парусных соревнований. Психология. Как нужно питаться спортсмену? Общефизическая подготовка – по полчаса в начале каждой тренировки: бег, отжимания, подтягивания, спецупражнения. Сейчас у детей формируется каркас из мышц и костей на всю жизнь. Если ребенок попадает в нештатную ситуацию, то, будучи готов физически, он легко с ней справится. Конечно, дети во время тренировки в безопасности, на них спасжилеты, и тренеры всегда рядом, и погоду мы смотрим заранее. В шторм не выпускаем. Но если яхта опрокинулась, и у ребенка есть сила залезть на яхту, перевернуть ее и идти дальше, то он спокоен. А если нет сил, то у него, естественно, паника. Плаванием дети занимаются зимой в бассейне, это обязательное условие: ребенок должен уметь плавать. Школа работает круглый год. Набор начинаем в конце марта, в мае дети уже выходят на воду. Зимой это буерный спорт, теория, а также подготовка яхт. Дети умеют с инструментом обращаться.

- В чем Ваша личная методика?

- В первую очередь я тренирую вопросами. Ни в коем случае не даю готовые ответы, только в крайнем случае. Считаю, что дети должны учиться думать. Например, ребенок спрашивает: «Почему я стою, у меня полощет парус?» Я могу сказать – ты стоишь против ветра, а так яхты не ходят. Но я говорю: «Давай подумаем. Может быть такое, что снизу прицепился огромный спрут и не дает тебе ехать? Или давай подумаем, откуда ветер дует, что у тебя с парусом, почему он не наполнен?» И с такими вопросами ребенок сам доходит до ответа. Парусный спорт – очень многогранный. В подростковом возрасте развиваются лобные доли, которые отвечают за прогнозирование будущего и принятие решений. Перед тем, как выйти на воду, нужно вооружить яхту, подготовить ее к выходу. Поставить мачту, привязать все, чтобы ничто не выпало, не утонуло. И если ученик плохо привязал узел, то он выходит на воду, а веревка развязалась, и упал парус. У ребенка сразу стресс, что-то происходит не так. И в следующий раз он начинает думать: «Надо правильно привязать!» Это и есть прогнозирование. Еще дети тут учатся коллективной работе. Вот эту лодку один ребенок не сможет спустить на воду. Они впятером несут одну яхту, потом вторую. А если кто-то не помогает – то и ему не помогут. И тренеры тоже не станут за него это делать. Один раз поможешь, и что, потом всю жизнь за него будешь таскать?

Еще Виктор Макушев отмечает проблему гаджетов, в которых сейчас живет большинство детей:

- Современные психологи уже выделили и описали новые психологические заболевания, в том числе и цифровой аутизм. Дети не учатся общаться, и к 11-13 годам просто не могут социализироваться, потому что они живут в нереальном, вымышленном мире. Мы телефоны отбираем на входе. У тех, кто без телефона не может существовать, начинается паника, истерика. Но некоторые все-таки пересиливают себя и спокойно потом живут. Меня в свое время научили, и я сейчас этим занимаюсь, много внимания уделяю, чтобы дети учились общаться с гаджетами. Потому что без них никак сейчас. Но просто нужно им уделять правильное внимание, с ними нужно работать и получать от них информацию, а не жить в них.

Светлана Павлуцкая в школе с детьми работает два года. Она – тот самый «ловец человеков», который должен заинтересовать детей, удержать их здесь. Светлана – педагог, работает с детьми уже давно, учит их рисованию. Но в парусный спорт она пришла недавно, и благодаря своим детям, которые занимались этим видом.

- Заразившись их энтузиазмом, активностью, движением, я попросила: «Сын, помоги, я тоже хочу в парусный спорт!» И он помог. И вот я здесь! Работаю с новичками, которые только приходят. Которых я должна «заразить», показать всю прелесть парусного спорта. И перспективы! Они же растут, видят, что с «Оптимиста» пересядут на «Лазер», дальше на другие яхты, а потом юнгами на крейсерские яхты попадают. И участвуют в настоящих парусных регатах наравне со взрослыми яхтсменами.

- Что Вы стараетесь дать детям в первую очередь?

- Я точно знаю, что во всех нас заложены бойцовские, лидерские качества. Мы все талантливы, мы все успешны. Главное – чтобы нужный человек встретился, который поможет ребенку раскрыться, найти те точки, те триггеры, которые позволят ребенку это сделать. Надо детям дать направление, движение собственного развития. Они кричат: «Я не знаю, не могу, у меня не получается!» Да нет, ты можешь. Ты умеешь, ты знаешь. Потому что мы тебе рассказывали! Важно дать им понять, что они могут все в этой жизни: не только ходить под парусами, а брать и более великие вершины в жизни. Справиться с любой ситуацией и решить все проблемы самостоятельно. И если надо, то найти взаимопомощь. Командная работа – это тоже очень важно. Когда дети чувствуют, что они в команде. Что они могут друг другу помочь и попросить помощи. Один в поле не воин, это не зря сложившаяся пословица.

- Чего нельзя делать?

- Срываться. Чтобы ребенок видел какую-то агрессию, злость – ни в коем случае. Можно наказать ребенка, но чтобы он точно знал, за что. И никакой злости. Ребенок должен чувствовать, что ты его друг и в любой момент поможешь, что ты рядом с ним всегда. Он это должен знать и не бояться воспользоваться твоей помощью. И, конечно же, тренер должен обладать максимальным запасом терпения.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ