Несколько дней назад преподавательский состав института получил новенькие, хрустящие, словно купюры, удостоверения “о краткосрочном повышении квалификации” государственного образца.
Если верить указанным в документах сведениям, работники РИКУиО прослушали краткий (72-часовой) курс по программе “Теория и технологии модернизации образования: контекстный подход”.
“Контекстному подходу” в образовательной деятельности обучал коллектив института член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой Московского государственного гуманитарного университета имени Михаила Шолохова, профессор Андрей Вербицкий. Логично предположить, что и в удостоверениях как минимум должно быть указано, что краткосрочное обучение пройдено слушателями именно в МГГУ имени М.А. Шолохова, а не где-нибудь еще.
Но то ли в текст документа вкралась чудовищная ошибка, то ли в РИКУиО что-то перепутали. Во всяком случае гуманитарии (все как один) получили сертификаты о прохождении курсов в “Исследовательском центре ПКПС Московского государственного института стали и сплавов”.
Причем “все” — это действительно “все”: документы от Московского института стали и сплавов были выданы даже тем сотрудникам РИКУиО, которые по объективным причинам либо прослушали менее 72 часов, либо не присутствовали на курсах вообще по причине болезни и командировки.
Интересно, к чему такая сложность: курс читал заведующий кафедрой гуманитарного института, а удостоверение выдано техническим вузом? Бригадный подряд? Или “контекстный подход” в действии?
Сразу скажем: специалисты, слушавшие московского профессора из МГГУ имени М.А. Шолохова, назвали проведенный им семинар “несомненно, интересным”, поскольку далеко не все преподаватели имеют возможность выезжать в Москву в целях повышения своей квалификации. Но — и только! Ибо “инновационный опыт в образовании” для сотрудников РИКУиО давно не новость и не открытие, опыт “контекстного образования” в республике успешно накапливается и даже приносит свои плоды.
Об этом свидетельствуют как минимум две вещи: признанные достижения школ и учителей, получивших гранты президентов России и Бурятии, к чему коллектив РИКУиО имеет самое непосредственное отношение. И резюме самого профессора Андрея Вербицкого: “Бурятия, обладая необходимыми квалифицированными педагогическими кадрами и новаторами в области модернизации профессиональной подготовки и переподготовки, может стать флагманом преобразований в стране”.
Учитывая специфику деятельности РИКУиО (бывшего БИПКиРО), признание московского ученого в полном праве следует отнести на счет “старого” коллектива института, якобы препятствующего “модернизации системы повышения квалификации кадров управления и образования”.
Ну да ладно! Повторение пройденного материала еще никому не вредило, и лично к профессору у коллектива РИКУиО претензий нет.
Но вот беда, удостоверения “о краткосрочном повышении квалификации” на поверку оказались не теми, которые ждали люди. И есть большие сомнения. Хотя бы потому, что, согласно “Перечню профессиональных образовательных программ”, утвержденному Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Московский институт стали и сплавов (“ГТУ “МИСиС”) имеет право на ведение образовательной деятельности в области дополнительного образование по курсу “Качество высшего и непрерывного профессионального образования”. Коллектив РИКУиО утверждает, что подобная программа рассчитана на преподавателей технических вузов и формально не приемлема для заведений, подобных РИКУиО. Так как РИКУиО — система дополнительного, а не вузовского образования.
Как бы то ни было, есть повод и для размышлений, и для вопросов к ректорату РИКУиО. К примеру, кто уполномочил Андрея Вербицкого читать в Бурятии лекции по модернизации образования? И если уважаемый ученый представлялся в аудитории заведующим кафедрой гуманитарного университета имени Шолохова, то кому, в таком разе, пойдет оплата за курсы? В институт стали и сплавов, для которого, как считают преподователи РИКУиО, подобная образовательная деятельность не по перечню?
И еще одна странность. Курсы по программе “Теория и технологии модернизации образования: контекстный подход” от Андрея Вербицкого фактически проходили в Улан-Удэ 4 дня — со 2 по 6 ноября включительно за минусом выходного Дня единства. Не будем ломать голову над тем, каким образом всему педагогическому составу, включая тех, кто находился на больничном и в командировках, удалось прослушать за четыре дня весь 72-часовой курс лекции, поскольку теоретически это возможно. Но обратим внимание на то обстоятельство, что в удостоверениях “о краткосрочном повышении квалификации” указаны совсем другие даты, свидетельствующие о том, что обучение продолжалось более 2 месяцев — с 1 сентября по 6 ноября. Чему, спрашивается, верить?
Люди говорят, что новый ректорат РИКУиО “поступает вопреки многим методологическим положениям теории “контекстного обучения”, с первых дней своей деятельности поделив коллектив на “старых” и и тех. кто как бы за прогресс. Даром, что “старые” — это более 40 человек профессорско-педагогического состава, благодаря которым, собственно, РИКУиО и существует. А “прогрессивные” — часть чрезвычайно раздутого административно-управленческого аппарата. Удалить “старых”, значит, остаться ни с кем и ни с чем. Весьма кстати вспомнить героя повести Андрея Платонова “Котлован”, спросившего: “С кем останетесь?” — “С идеей!” — был ответ.
Станислав Белобородов.
<p align=right><a target=_blank href=http://mk.burnet.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3407&Itemid=12>"МК в Бурятии"</a></p>