Госдума приняла законопроект о единых федеральных общеобразовательных школьных программах. Это значит, что со следующего учебного года во всех школах России будут введены единые федеральные основные общеобразовательные программы в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования.
Закон вводит единый стандарт качества школьного образования — как программ, так и учебников. Принятие «золотого стандарта» позволит решить проблемы с необходимостью родителей нанимать репетиторов для подготовки детей к итоговым экзаменам.
«Экспертный клуб» спросил иркутских исследователей и представителей высшей школы об изменениях в законодательстве.
Кандидат исторических наук, доцент Иркутского госуниверситета Дмитрий Козлов уверен, что если рассматривать на уровне заявлений и целей, идея золотого стандарта как единого образовательного пространства, чтобы не было разрыва между школами и регионами, не может не вызывать поддержки. Но проблема остается с вариативностью, как она будет соблюдаться на уровне школ, и не выставим ли мы жёсткую структуру, где роль учителя будет сведена к минимуму, не сделаем ли мы образование еще более формальным, тем более что уже сейчас много жалоб на бумажную волокиту, и что учитель больше внимания уделяет бумагам, а не детям.
Мы хорошо знаем разрыв между тем, чему учат в старших классах и то, что есть в ЕГЭ. Не открою тайны, что каждая семья закладывает специальный бюджет, чтобы подготовить своего ребенка к ЕГЭ, обращается к репетиторам по многим предметам. Хотя идея создания ЕГЭ была связана с единым пространством, равными возможностями, едиными стандартами, возникли ножницы – образование в школе и то, что требуют вузы при поступлении выпускников.
Политический консультант Владислав Шиндяев говорит, что единые государственные стандарты уже давно существуют на базе высшего и среднего профессионального образования. Что касается общего образования, то здесь почему-то до сих пор работают разные программы, что создает определенное разночтение в изучении различных дисциплин, и это недопустимо. Например, не нужно изучать по разным учебникам историю России, всеобщую историю, обществознание или биологию, поскольку все знания оцениваются по единому государственному экзамену (ЕГЭ).
Следовательно, должны быть единые стандарты и единые правила, они должны быть четкими и понятными, оценены экспертным, ученым и преподавательским сообществом. И каждый педагог должен обладать необходимыми компетенциями для преподавания в рамках этих образовательных стандартов. Это создаст единое образовательное пространство, и только тогда мы будем говорить о равных возможностях всех школьников страны при поступлении в вузы и сузы.