Экономический взрыв

Бурятии стартует крупнейший в стране промышленный проект

Мощный взрыв на северо-востоке Бурятии заставил дрогнуть стрелки сейсмографов от Лондона до Токио. Взрывали десятки тонн тротила, вскрывая крупнейшие залежи свинца и цинка. О маленькой республике заговорили в мировых СМИ. Присутствовавший на месте подрыва корреспондент The New Times выяснял, чем живет Бурятия и как она намерена реализовывать крупнейший в России за последние годы промышленный проект

35 тонн тротила рвануло одномоментно на северо-востоке респуб­лики, в 380 км от ее столицы Улан-Удэ. Когда взрыв только планировали, рассматривался даже проект промышленного атомного взрыва. От него отказались по чисто рыночным соображениям — дорого. Взрывные (вскрышные) работы производились компанией «Метрополь», входящая в нее корпорация «Металлы Восточной Сибири» управляет такими горнорудными активами, как месторождения «Озерное» и «Назаровское». Взрывали в «Озерном».

Залежавшиеся запасы

«Озерное» — это свинец и цинк («Назаровское» — серебро и золото). Запасы в масштабах не региональных, и даже не российских — мировых. Сами месторождения известны уже 30 лет. Однако из-за удаленности и сложных условий добычи они до сих пор не разрабатывались. В 90-е и 2000-е годы лицензия на разработку месторождения трижды меняла хозяев. Подготовительные работы начинались дважды, но приступить к разработке никак не удавалось.

Место взрыва памятно многим. В Сосново-Озерском районе, в глухих таежных местах, отбывали ссылку декабристы. Здесь снимали фильм «Угрюм-река» 1937 года, в котором на фоне суровой природы звучит песня: «Из тайги, тайги дремучей». В 2009-м смотровая площадка для наблюдения за взрывом была построена как раз на месте павильона-времянки. Взрыв потребовался, потому что богатейшая рудная жила была скрыта под толщей скальных пород. Скалу подняли на воздух, одновременно разрыхлив и обнажив рудное богатство. Теперь очередь за огромными, размером с двухэтажный дом экскаваторами и карьерными самосвалами. Руду будут черпать открытым способом и доставлять на обогатительную фабрику. На выходе — свинец и цинк в виде концентрата.

Ведра, ЛЭП, авто

Выгоды от разработки бурятской руды очевидны. Вот, например, в 2005 году из продажи вдруг исчез такой простой предмет, как «ведро хозяйственное, оцинкованное». Потом вернулся, подорожав чуть ли не вдвое. Тогда в уральских месторождениях закончился цинк: 300 лет добывали, вот почти все и выработали. Последние три года Россия вынуждена закупать цинк в Индонезии. С 2011-го, когда Озерный ГОК (горно-обогатительный комбинат) начнет давать продукцию, закупки планируется прекратить.
Пригодится бурятский цинк и в других отраслях. Например, для цинкования опор ЛЭП. Многие, наверное, видели, как по весне на опорах ЛЭП гроздьями висят монтажники с кистями и ведрами: красят. Гарантия окрашивания — три года, после чего стальная опора начинает ржаветь. Гарантия оцинкованной опоры — 25 лет. Свинец же нужен для аккумуляторов: их стоимость в России после 2012 года должна снизиться на 10–15%.
«Озерное» способно обеспечить свинцом и цинком не только Россию. К бурятским металлам уже проявляют интерес Китай, Япония, Южная Корея.

Бурятская хитрость

В месторождения вложено уже порядка $2 млрд, в случае неудачи денег будет жалко. Но бизнес в России имеет особенности. Одна из них — непростые взаимоотношения бизнеса и властей разных уровней. На федеральном уровне пока у нынешних владельцев «Озерного» все в порядке: именно на их, как судачат, спонсорские деньги 1 августа премьер-министр Владимир Путин нырял в батискафе «Мир» в озеро Байкал. На региональном же уровне все несколько хитрее.
«Бурятия всегда будет ориентироваться на Москву, — откровенничал с The New Times на банкете по случаю взрыва высокопоставленный бурятский чиновник. — Потому что Москва далеко. Что бы вы там, в Москве, ни придумали, мы здесь все равно будем само­управляться. Сажать нас? Не смеши: к нам сажают. Так что надо вам там, в Москве, 120% за эту [нецензурно] «Единую Россию» или за черта лысого — будет вам и 120%, и 150%». «А знаешь, кто нам мешает и чего мы боимся? — вступил в разговор другой чиновник, по-бурятски хитро прищурив глаза. — Китая мы боимся! У нас тут с лета 40 тыс. уйгурских беженцев сидит.

Люди без документов, без имущества бросились через границу в чем были. Все о них молчат, потому что, если скажешь, Китай тут же завопит. Мы их пристраиваем по родственникам, еще как-то. Для китайцев уйгуры — люди второго сорта, монголы — люди третьего сорта, а буряты — вообще никто. А еще нас, бурят, очень мало, всего-то 800 тыс. Не будет Москвы, китайцы нас сомнут. Поэтому мы здесь заинтересованы в Москве больше, чем она в нас».

«Мы твердо намерены создать в республике комфортную бизнес-среду, — сказал в интервью The New Times президент Бурятии Вячеслав Наговицын. — Поэтому если кто-то на местном уровне будет зажимать и препятствовать, пусть жалуются прямо в правительство. Я обещаю лично разобраться и при необходимости свернуть шею любому местному чиновнику, который этой политической установки не поймет или сделает вид, что не понял», — заявил он. Неизвестно, был ли арест главы МВД Бурятии Виктора Сюсюры следствием политики «сворачивания шей».



Блеск и нищета

Люди в Бурятии живут бедно. На Озерном ГОКе зарплаты на уровне 12 тыс. рублей в месяц, что вызывает в ближайшем райцентре Сосново-Озерске чуть ли не классовую ненависть. В райцентре работа и за 8 тыс. рублей в месяц считается высокооплачиваемой и престижной. Предельно низкая — зарплата 2 тыс. рублей, но люди, особенно в отдаленных поселках, соглашаются и на нее. От разрухи и бедности молодежь бежит из республики. Поголовье скота, разведением которого всегда жили буряты, упало за последние 20 лет с 250 тыс. до 20 тыс. «Буряты за три тысячелетия своей истории и не такое видели», — говорит министр природных ресурсов Бурятии Баир Ангаев.

В этом смысле разработка месторождений — шанс для республики. Если проект будет реализован, она окажется связанной с внешним миром. Сегодня линия железных дорог заканчивается в 400 км от Улан-Удэ. Существует давний проект ее продления на северо-восток, до БАМа. Начало работ на «Озерном» и «Назаровском» реанимировало этот проект — продукцию ведь вывозить надо. «Задача соединения Транссиба и БАМа, безусловно, является одной из приоритетных, — говорит замес­титель директора Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития Олег Костин. — Но до прошлого года было не очень понятно, как вести ветку. Дорога должна окупаться, то есть проходить через территории, где хозяйствующие субъекты будут ее активно эксплуатировать. Начало работ на Озерном ГОКе разрешило часть сомнений. Общая стоимость проекта—около 196 млрд рублей, хотя она будет еще уточняться. ОАО «РЖД» вложит в новый проект 13,5 млрд рублей; 67,5 млрд рублей составят средства Инвестиционного фонда; еще 67,5 млрд рублей должны инвестировать регионы — Бурятия и Читинская область. Оставшиеся 47,5 млрд рублей будут вкладывать частные инвесторы. Проект серьезный, находится в стадии рассмотрения».

The New Times



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ