Власти Приморского края радостно отчитались об окончании лососевой путины в Тернейском районе. Выловлено 1 тысяча 271 тонна горбуши, что составляет 92 процента от заявленного объёма. В сентябре–октябре, с подходом кеты к берегам Приморья, вылов лосося будут производить рыбоводные заводы. Они будут закладывать икру на инкубацию в целях сохранения приморского стада.
Тем временем, на сайте газеты "Камчатский край" появилась статья под названием "Хек вам из Чили", а не рыбу с Дальнего Востока". Автор материала Кирилл Маренин буквально "на пальцах" объясняет всем желающим почему даже после введения ограничений на поставки рыбной продукции в Россию, отечественные рыбаки не смогут обеспечить образовавшийся дефицит рыбопродукцией. И дело тут не только в состоянии флота, кадровых проблемах и т.п. Просто, как часто это бывает в России, дебильные законы и постановления, которые напринимали депутаты и чиновники, убивают на корню любое, остро необходимое всей стране, дело.
В данном случае речь идет о сложностях при перевозки рыбы из Камчатки в порты Приморья. При переходе вдоль Курильских островов, грузовые суда вынуждены несколько раз пересекать госграницу, что позволяет пограничникам, "не выходя из кабинета", ловить "нарушителей границы" и пополнять казну государства немалыми административными штрафами, которые платят капитаны и судовладельцы.
Инетерсно, что в 2013 году в закон о госгранице были внесены изменения. Теперь флот, который осуществляет плавание между российскими портами, либо убывает из российских портов в территориальное море России с последующим прибытием в российские порты, вправе пересекать границу, просто уведомляя об этом пограничные органы. Но это правило не касается рыболовных судов, которыми, по закону, считаются и грузовые. Любопытно, что в этом случае даже нельзя оформить заграничное плавание - таможенному декларированию подлежат только те грузы, которые следуют на территорию иностранного государства.
Российское правительство, от большого ума, издало постановление, согласно которому возможна выдача разрешений на неоднократное пересечение границы в уведомительном порядке. Но оно выдается только тем судам, которые имеют разрешение на вылов рыбы. А у транспортников таких разрешений нет. Поэтому капитаны и владельцы морских транспортников потянулись нескончаемым потоком в суд, который признает их виновными по ст.18.1 КоАП («нарушение режима госграницы»). Штрафы такие: на капитана - до 50 тысяч рублей, на фирму - до 800 тысяч рублей.
Но даже в случае уведомления, оказывается не все так гладко. По словам автора статьи, "пограничные власти завели интересную практику".
"Допустим, капитан транспортного судна готовится пересечь границу. Он уведомляет об этом пограничников. Те отвечают: «Уведомление получено», - и больше ничего. Капитан думает, что раз ему не говорят «нельзя», то, значит, можно. Это повторяется и при втором пересечении границы, и при третьем.
И вот когда он уже думает, что все обошлось, его берут «за жабры» и вменяют сразу 3, 4 или 8 незаконных пересечений границы подряд. И по каждому – отдельное административное дело! И общий штраф для капитана может составить около 0,5 млн рублей, а для судовладельца – порядка 6,5 млн рублей!"
Понимая, что ситуация может однажды просто выйти из-под контроля, камчатские пограничники предложили рыбакам "компромиссную" схему: транспортное судно, перевозящее рыбу, должно зайти в ближайший терминал морского порта на побережье, подать заявку на приход и отход. Тем самым оно, по мнению пограничных властей, возвращает себе каботажный статус и возможность пересекать границу.
"Вроде как одна проблема решена. Но сразу возникают другие. Потому что в терминале морского порта есть рабочие часы, выходные дни. Его работник может заболеть, не выйти на службу. А еще в порту вступают в действие органы Россельхознадзора, которые могут потребовать проведения ветеринарно-санитарной экспертизы. А главное, что эта схема касается только лосося. Для остальной рыбы граница по-прежнему закрыта".
Надо отметить, что последнее уточнение про "лосося" - это особенно по-русски. Если бы не был предусмотрен такой "нюанс", можно было бы предположить, что страна начала потихоньку выздоравливать. Ан нет! Судя по всему, болезнь прогрессирует и дальше будет еще хуже.
В заключение Кирилл Маренин подводит невеселый итог:
"Парадокс в том, что если транспортное судно загрузится на Камчатке не рыбой, а, скажем, рудой, и пойдет в другой российский порт, то проблем нет. Если оно загрузится рыбой и пойдет в Китай, то проблем нет. Но если оно загрузится рыбой и пойдет во Владивосток, то все – тупик! За какие грехи, ради каких государственных интересов? Логика бессильна дать ответ".