Педагоги, которые занимаются детьми из неблагополучных семей, сами нуждаются в поддержке. Им зачастую не хватает возможностей для повышения квалификации, нет системного подхода к их материальному стимулированию. К таким выводам пришли эксперты рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности».
Эксперты проанализировали доклад правительства об исполнении «майского» указа №599 президента, лидера ОНФ Владимира Путина в части поддержки педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей и пришли к выводу, что, поскольку в докладе правительства отсутствуют существенные показатели, по которым можно судить о степени и качестве реализации поручения президента, его необходимо оставить на контроле.
Работу с «трудными» детьми ведут самые разные специалисты - социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, мастера производственного обучения. Однако во всем этом нет системного начала, не существует даже четкого понимания, кого относить к неблагополучным семьям.
Это подтверждается результатами экспертного опроса, который провел Центр ОНФ «Народная экспертиза». В нем приняли участие 33 эксперта из шести субъектов РФ: Саратовской, Новосибирской, Иркутской, Волгоградской, Московской областей и Москвы.
Опрос, в котором участвовали представители региональных центров социального обслуживания, профильных общественных организаций, педагогических коллективов школ, а также Департамента государственной политики в сфере общего образования и Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ, показал, что в упомянутых регионах поддержка педагогов, работающих с детьми из неблагополучных семей, сводится к бессистемным мероприятиям в рамках незначительного повышения зарплаты и квалификации отдельных педагогов.
«Сейчас в нормативно-правовой базе отсутствует определение «социально неблагополучной семьи». А ведь только имея четкое понимание, какие семьи относятся к такой категории, можно приступать к формированию соответствующей статистической базы и определить круг педагогических работников, которые работают с детьми из таких семей и должны получать за это надбавки. В связи с этим предлагаем внести соответствующие изменения в нормативные документы и выполнить, наконец, задачи, прописанные в указе главы государства, которые должны были быть решены еще до конца 2013 года», – подчеркнул руководитель Центра ОНФ «Народная экспертиза» Николай Николаев.
«Чтобы поставить эту работу на системную основу, нужно разработать и внедрить инструменты выявления трудных детей и определения индивидуальных программ их развития в общеобразовательных школах. Это позволит обеспечить адресность методической и материальной поддержки школ и педагогов, привлечь в штат педагогов-психологов, социальных педагогов, других специалистов, создать им необходимые условия для эффективной работы. Заметной поддержкой могли бы стать федеральные и региональные гранты квалифицированным педагогам, выразившим готовность работать в таких школах», – предлагает руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина.