Третий день фестиваля культуры «Энергия», организованного в честь 20-летия основанного Олегом Дерипаской российского энергохолдинга Эн+, открылся лекцией иркутского дизайнера Анастасии Сосновской на тему «Отличия подходов в современном искусстве и искусстве старых мастеров».
Анастасия показала путь развития изобразительного искусства от старых мастеров с их реалистичными изображениями до современного абстрактного искусства. На примере библейской истории объяснила, как понимать полотна старых мастеров.
Рассказала Сосновская и то, о чем не пишут в учебниках об искусстве, на примере Ветхого завета. Например, откуда и почему у Моисея появились рога и другие интересные факты о судьбе еврейского народа.
Найти подтверждение сказанному можно на картинах, посетив Иркутский областной художественный музей.
И, конечно, затронула тему современного искусства. Сосновская уверена, что искусство – это зеркало, которое отражает жизнь. Именно поэтому в разные века основные направления искусства отличаются друг от друга. Современное искусство индивидуально, его можно понять, только поговорив с автором, уверена Анастасия.
«Я очень рада, что представилась такая возможность, потому-то часто немного обидно за свой город, так как у нас немного подобных мероприятий проходит. Эн+ сделали очень достойный фестиваль, всё на высоком уровне, удобная разбивка секций, как для гостей, так и для спикеров. Когда у нас еще такое было? Я очень довольна», - рассказала Сосновская журналистам.
Писатель Анна Матвеева рассказала участникам фестиваля о том, как шла работа над ее книгой «Каждые сто лет. Роман с дневником». Это заняло почти десятилетие, причем автор параллельно работала над другими произведениями.
Роман можно назвать семейным, так как в основе лежит история ее бабушки - дневник героини Ксенички Лёвшиной. По словам Матвеевой, роман было довольно тяжело писать, так как в той эпохе речь была иной. Автор читала много литературы того времени, чтобы напитаться той эпохой, атмосферой, слогом, а непосредственно работа с книгой началась с обработки дневников - с рукописи в текстовый файл. Еще из трудностей: Матвеева рассказала, что ее бабушка часть дневника заполнила на французском, и чтобы расшифровать все потребовалось почти два года.
«Моя бабушка сама могла бы стать писателем, она хотела, но жизнь сложилась иначе. Не могла себе этого позволить. Поэтому можно сказать, что я исполнила это ее желание. Мне кажется, что способности я унаследовала от нее. Очень трудно было взяться за этот роман, потому что, когда речь заходит о собственной семье, это гораздо тяжелее. Про других писать легче. Это твое, это слишком близкое, это болит. Но когда начинаешь, уже обратного пути нет», - рассказала Матвеева.
Писатель Александр Цыпкин выступил перед полным залом со своими «БеспринцЫпными монологами». Также перед гостями фестиваля выступили журналист Станислав Гольдфарб с лекцией «Краеведение Иркутска Великая сокровищница сюжетов и смыслов русской истории и литературы» и Маргарита Морева, рассказавшая о том, как создается искусство в современных условиях.
Писатель и журналист Яна Вагнер, выступавшая перед иркутянами с паблик-током «Герои современной русской литературы». Она рассказала, что в своем творчестве любит брать любимую жанровую декорацию и помещать в нее тех людей, которых хочется там увидеть. Так, в романе «Кто не спрятался» Яна взяла старомодную детективную декорацию. Поместила туда интересных ей людей, обрезала им электричество, заставила одного убить другого и посмотрела, что они будут делать
Говоря о герое современной русской литературы, Яна отметила, что это понятие его в первом значении относилось и к литературе. Это был человек сильный, преодолевающий, сильный персонаж. В какой-то момент этот героизм, однозначность терять актуальность. Сегодня однозначные положительные герои остались может быть только в детской литературе и плохой жанровой литературе. Кстати, Яна сказала, что счастливые люди книг не пишут, а все литераторы, по ее мнению, невротики.
«Современный герой - это человек сомневающийся, не определившийся, рефлексирующий. Мы и сами такие отчасти. Я именно таких людей и пытаюсь помещать в центр своих историй», - рассказала Яна Вагнер.
Это великое дело, что предприниматель тратит деньги, чтобы привести сюда сливки театрального общества, что приезжает книжный магазин «Достоевский». Это прекрасно и это правильно. Мы будем теплее и лучше относиться к организации.
На этом программа фестиваля «Энергия» организованного основанным Олегом Дерипаской холдингом Эн+ завершилась, оставив иркутянам огромное количество положительных эмоций.