Автомобиль ZEM (zero emission mobility — «мобильность с нулевым выбросом») разработали исследователи Технологического университета Эйндховена (Нидерланды).
Автомобиль имеет выброс CO2 не просто нулевой, но отрицательный: автомобиль при движении не выделяет углекислый газ, а улавливает его из атмосферы, благодаря комбинации из солнечных панелей и электромотора, специального фильтра и накопителя.
Авторы проекта находятся в процессе получения патента на свое изобретение. На тысячу километров концепт-кар улавливает примерно семь тонн CO2. Десять автомобилей ZEM поглощают углекислого газа столько, сколько одно дерево.
Тысяча автомобилей равноценны скверу. ZEM можно не только выпускать как автомобили, но и внедрять в будущие или уже существующие модели электромобилей и обычных машин с ДВС.
В США ранее был представлен поезд CO2Rail Company с отрицательным углеродным следом. Американские и канадские ученые разработали концепцию поглощения углекислого газа из атмосферы, установленную на железнодорожных вагонах, в том числе с обычными дизельными локомотивами для сокращения объема углеродного следа.
За год поезд из таких вагонов может собирать до 6 тыс. тонн CO2. Стоимость извлечения CO2 из атмосферы составит около $50 за тонну CO2, при том, что на стационарных установках себестоимость доходит до $600 за тонну.
Поезда с такими системами могут оказаться выгоднее традиционных способов улавливания CO2 из атмосферы — наземных стационарных установок, которые требуют множества разрешений и согласований на строительство и инфраструктуру.
Один из соавторов проекта, профессор университета Торонто Джеффри Озин считает, что поезда с такими вагонами будут ездить по обычным железнодорожным путям. И 10 вагонов CO2Rail могут уловить столько же CO2, сколько выбрасывает 15 тыс. автомобилей. Системы улавливания и хранения CO2 получат массовое распространение и станут неотъемлемой частью круговорота углекислого газа в экономике.
В 2020 году индустрия улавливания и хранения углекислого газа оценивалась в $2 млрд. и рынок будет расти почти на 20% в год (до $7 млрд. к 2028 году). Одним из крупнейших является комплекс The Northern Lights («Северное сияние») британской Shell, французской Total, норвежской Equinor и правительства Норвегии.
Общие инвестиции в проект, который начнет работать в 2024 году, составили $2,6 млрд. Собранный при помощи системы вентиляторов и фильтров углекислый газ будет храниться в подземных резервуарах, использоваться в химическом производстве или распределяться в песчаники под дном океана на глубину около 2 км: туда, где хранился миллионы лет, приведя к образованию углеводородов.