Приветствия, прощания, размышления...

6 июня в ТЮЗе имени А.Вампилова состоялась премьера спектакля «Прощай и здравствуй». Мы увидели блестящую постановку по произведениям Александра Вампилова, сценарий которой был создан Линой Иоффе.

Каждая фраза, каждое слово — это часть вампиловского литературного наследия: актеры говорили репликами героев «Утиной охоты», «Прощания в июне», героев разных сценок и рассказов, а также репликами самого автора, которые он оставил нам в своих записных книжках.

Сложно представить, какими муками сценаристу далась его работа, но в итоге никакой вымученности не чувствовалось. Действие на сцене шло легко, последовательно и захватывало полностью. В нем не было натянутости, неестественности, в нем звучала жизнь. Жизнь со всеми ее радостями, нелогичностями, заблуждениями и просветлениями.

Слова Вампилова мощно и ярко оживили режиссер Александр Гречман и пятерка замечательных актеров иркутского ТЮЗа: Наталия Маламуд, Людмила Попкова, Владимир Привалов, Николай Кулебякин и Сергей Павлов. Они рыдали и грустили, смеялись и танцевали, пели и признавались. Каждый был новым, другим.

Наталия Маламуд, например, представала перед зрителями в образе то вечной невесты с нескончаемо длинной фатой, то стильной и нагловатой девицы, называющей всех Аликами, а то — серенькой скромной работницы железной дороги, которая тает на глазах от того, что ей подарили цветы и поцеловали ручку. И каждый раз это была именно она. И в каждом из образов любая из женщин видела себя.

Узнать собственные черты в героях могли и мужчины. Хотя на сцене их было только трое, им удалось показать огромное число персонажей, судеб, лиц. Отчаявшиеся и отчаянные, влюбленные и притворяющиеся, равнодушные и душевные, сомневающиеся и решительные, они любили женщин или помыкали ими, боялись признаться или гнали от себя, дарили цветы или грубили.

Безусловно, это спектакль о любви. Но не только. Еще он о молодости и об ушедшей молодости. Не случайно актеры делились на два лагеря: трое молодых и двое взрослых. У первых все было только впереди, у вторых — далеко позади. Вторые говорили первым: живи, люби, не растрачивай себя попусту, а первые их не слышали, и лишь когда сами вырастали — понимали, как были правы их мудрые наставники.

«Что же ты не признался ей тогда? Смелости не хватило?» — спрашивал герой себя молодого. — «А ты почему не признался? Жизни не хватило?» — отвечал ему молодой. — «Что это? Ты плачешь?» — «Нет, это плачет твоя молодость».

Несмотря на всю ту грусть, которая кроется в подкорке, сам спектакль внешне очень смешной. Над действием можно хохотать до слез — до того нелепы некоторые ситуации, до того остроумны и точны многие фразы. И все же мало кто не почувствует тревогу, пронизывающую действие от начала и до конца. «Смешно и печально. Таков юмор высшего сорта, юмор, наделенный чувством и мыслью», — писал Александр Вампилов в одном из своих очерков.

Такая история родилась и на сцене вампиловского театра.

Поистине, «Прощай и здравствуй» — это не спектакль, на который можно идти, чтобы приятно и легко провести вечер. И это не тот спектакль, который достаточно увидеть один раз, чтобы понять все, что в нем скрыто. В действии, разворачивающемся на сцене, много подтекста. Смысла не явного, глубочайшего.

Уже само название заставляет сильно задуматься: «Прощай и здравствуй» — что имеется в виду? Это расставание перед новой встречей или «Прощай и здравствуй» в смысле «Прощай навсегда, мы больше не увидимся, но я желаю тебе счастья»? Думается, любая из догадок будет верна.

Екатерина Фалалеева, специально для «Байкальских вестей»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ