Нагота, непристойность и поедание краска

Эксперты обсудили рекламу, которая распространяется на улицах Иркутска

Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (УФАС) в очередной раз созвало экс- пертный совет, чтобы обсудить неэтичную рекламу. Преподаватели, психологи, представители СМИ и церковнослужители решали, какая реклама является откровенной пошлостью и какому рекламному распространителю все-таки удалось не перешагнуть ту тонкую грань, где начинается безнравственность.

Голый с глупой улыбкой

Первый пункт повестки — реклама климатического оборудования с изображением полуобнаженного мужчины. Заявление поступило от жителя Иркутска. К слову говоря, радостно улыбающийся молодой человек, изображенный на плакате, раздет совсем. Он держит в руках кондиционер, прикрывающий интимное место. Слоган на баннере гласит: «Защити себя от жары».

— Раз заявление написал мужчина, то, возможно, это какие-то комплексы, — предположил Сергей Бышляго, заведующий кафедрой социальной психологии Иркутского госуниверситета.

«Что закладывалось в рекламу с голым мужчиной?» — этот вопрос был задан представителю компании, реализующей кондиционеры. Оказалось, что иркутская фирма является дилером, заказ на распространение рекламы поступил из головного офиса. В разработке рекламы фирма не участвовала. И почему был выбран именно такой образ, там не в курсе.

Представители епархии высказали мнение о неэтичности изображения мужского и женского тела в обнаженном виде. — А то, что гениталии прикрыты, роли никакой не играет, — отметил священник.

— Меня, как взрослого человека, никак не может задевать мужское обнаженное тело, — сказал Александр Гимельштейн, председатель Союза журналистов, редактор газеты «Восточно-Сибирская правда». — По меньшей мере смешно говорить, что это изображение может кого-то оскорбить. Я представляю свет-скую часть общества и не вижу в данном случае никаких проблем, кроме его идиотской улыбки. С тем, что реклама содержит неэтичный образ, согласилось семь представителей комиссии, пять человек проголосовали против.

Кисточка во рту ребенка как фактор опасности

Далее комиссия рассмотрела рекламу сети строймаркетов с изображением маленького перепачканного ребенка, который держит во рту кисточку.

— При выборе образа для рекламы мы руководствовались эмоциями, которые вызывает ребенок, — пояснил представитель сети магазинов. — Это, конечно, же улыбка и радость. Позитивные эмоции нужны, поскольку ремонт у наших потребителей вызывает противоположные чувства, потому что это большой, нелегкий труд. Эту картинку рекламное агентство, у которого мы заказывали рекламу, взяло из бесплатной базы в Интернете. Вообще это фото используется в качестве иллюстрации к материалам про пальчиковые краски, которые применяются в детском творчестве и совершенно безопасны для ребенка. Мы считаем, что малыш на фото не находится в опасной для его жизни и здоровья ситуации.

— Реклама нацелена на взрослую категорию населения, хотя, может, и с не совсем правильным использованием несовершеннолетнего, — отметил Александр Кулиш, заместитель руководителя УФАС. — В данном случае мы должны обсудить, не вызовет ли эта реклама желание у ребенка есть краску.

Большинство экспертов решили, что баннер напрямую нарушает закон, реклама вводит потребителя в заблуждение, ведь нигде не говорится о том, что ремонт производится безвредными детскими красками. Баннер не содержит информации о том, что краска, которая косвенно здесь рекламируется, будет вредна для здоровья малыша. — Даже если съесть полкило неопасной для здоровья краски, это все равно будет опасно для здоровья годовалого ребенка, — заметил Александр Гимельштейн. — Но в данном случае мы тем более имеем нарушение. Они рекламируют не безопасные краски, а материалы для ремонта. Годовалый ребенок, может, ничего и не поймет, а трехлетней может начать грызть кисточку.

Провокация для извращенцев

Следующий пункт — реклама танцевальной студии, на которой изображено обнаженное женское тело в профиль, грудь прикрыта ленточкой со словами «Покажи себя», а на бедрах красуется рваная ленточка с номером телефона.

— Наша танцевальная студия позиционируется как школа стриптиз-танца, — сообщил владелец афиши. — Слоган «Покажи себя» и афиша с девушкой, которая немного оголилась, напрямую связаны с тем, что мы предлагаем аудитории: научиться стриптизу. Лаконичная, профессиональная рекламная афиша хорошо отражает наш главный посыл. Это даже не фотография, это рисунок. Никаких пошлых ассоциаций и откровенных сексуальных призывов тут нет.

— Оторвать номер телефона и полностью раздеть девушку — это, по-вашему, не призыв? — поинтересовался Александр Кулиш. — Это контакт с потребителем рекламного продукта, — ответил представитель школы танцев. — В отличие от баннера с мужчиной и кондиционером здесь реклама напрямую подталкивает потребителя к совершению определенных действий — оторвать телефон вместе с юбочкой, — сошлись во мнении эксперты. — То есть совершить раздевание, что является провокацией, к тому же законно наказуемой, если такая реклама размещена рядом со школой.

— Я уже три года провожу экспертизы по маньякам и педофилам. Часто провокации возникают даже вследствие вполне нейтральной ситуации, — отметил Сергей Бышляго. — А здесь используется то, что в психологии называется эффектом незавершенного действия. Здесь призывают девушку раздеться. А где гарантия, что эту рекламу увидят только нормальные, психически здоровые люди? 11 из 12 представителей экспертного совета признали рекламу неэтичной.

Взглянув на рекламный баннер, расположенный на улице Декабрьских Событий, на котором изображен стриптизер с табличкой-стрелкой, указывающей на размеры его полового органа, эксперты решили обойтись без обсуждений, поскольку неэтичность этой рекламы всем виделась фактом очевидным.

Еще одна реклама, принадлежащая тому же учреждению, что и стриптизер, также имела оскорбительный характер. И если девушка-пиратка, изображенная на рекламе, нареканий не вызвала, то в надписи «Коробл...цкая вечеринка» явно угадывалась цель вызвать ассоциации с нецензурным словом. Рекламные баннеры и афиши, признанные неэтичными и оскорбительными, должны будут исчезнуть с улиц Иркутска.

Ксения Рютина, «СМ Номер один»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ