Депутаты думы города Иркутска работают над внедрением здоровьесберегающей методики в школы

Последние годы в Иркутске стараются внедрить методику В. Ф. Базарного в образовательные учреждения, чтобы предостеречь юные организмы от хронических заболеваний. Однако не все понимают, в чем заключается суть такой технологии.

Владимир Филиппович Базарный – российский ученый, врач, педагог. Много лет своей жизни посвятил решению демографической проблемы путем укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения. Для этого он создал методику здоровьесбережения для образовательных учреждений.
Многие ученые и врачи утверждают, что от многочасового сидения у детей и подростков развивается масса заболеваний. Как физических, так и психических. Неподвижное обучение, считают они, – причина сколиозов, близорукости, болезни сосудов и многих других недугов. А, выпускаясь из школы, дети имеют нарушение осанки, сердечно-сосудистые заболевания, нервно-психические нарушения, близорукость, нарушения репродуктивной системы.

Методика В. Ф. Базарного положительно влияет на укрепление здоровья. Ее суть – сохранение здоровья детей в области зрения и опорно-двигательного аппарата и еще более 100 хронических заболеваний. Она была одобрена и утверждена Министерством здравоохранения РСФСР в 1989 году.

Технологии начали внедрять в школы, поэтому некоторые иркутяне могут вспомнить в детстве конторки в учебных кабинетах и что сами учились, то сидя, то стоя. Однако после развала СССР этот вопрос ушел на задний план и технологии перестали использовать. Однако в 21 веке данную методику вновь начали успешно внедрять во многих городах России и мира.

Депутаты городской думы тоже неоднократно рассматривали использование методики в школах Иркутска и проводили вместе с администрацией соответствующую работу по ее внедрению. На депутатских слушаниях в декабре народные избранники вновь вынесли этот вопрос и пригласили директора АНО «Информационно-аналитический центр», специалиста по методике профессора В.Ф. Базарного и педагога Алексея Северикова. Он подробнее рассказал о технологии, ответил на все вопросы и предложил варианты решения проблем, с которыми столкнулась администрация и учреждения при внедрении методики.
Специалист отметил, что научно-медицинский исследовательский центр здоровья ребенка в Москве проводил исследование, в котором проверили московские школы. Из всех первоклассников абсолютно здоровыми оказались 4,3%. Что доказывает необходимость работать в направлении здоровьесбережения детей.

– Я, как родитель, хотел бы, чтобы мои дети в детстве тоже пользовались этой технологией. В наше время школьники долго сидят за партой и в гаджетах. От этого сутулятся и имеют проблемы со спиной, зрением. Считаю, что необходимо популяризировать методику у родителей, чтобы они знали о том, как можно сохранить здоровье детей и пользовались этой возможностью в наших иркутских школах, – прокомментировал Евгений Стекачев.

Методика В. Ф. Базарного включает в себя систему сенсорных и моторных тренажей, режим динамических поз, художественно-образные экологически чистые прописи, произвольные ритмы телесных усилий. То есть учебные занятия проводятся со сменой позы ребенка через определенное время. Для этого используется специальная ростомерная мебель с наклоном (конторки). Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на внимание и быстроту реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, офтальмотренажеры.

Важной особенностью уроков заключается в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, которые активизируют детей. С помощью сенсорно-поисковых тренажеров в виде картины-панно развивается восприятие, мышление, воображение и речь ребенка. А произвольные ритмы телесных усилий улучшают зрительную память, качество психомоторных и речемоторных функций и скорость восприятия.

Кроме того, используются массажные мячики для стимуляции ладоней, массажные коврики для стоп, чтобы проводить гимнастику и улучшать кровообращение. Уделяется внимание каллиграфии с применением перьевой ручки.

Это базовая эргономика, но сам образовательный процесс и дидактику методика непосредственно не затрагивает. Лишь некоторые элементы технологии, предназначенные для детских садов и школ, являются методикой обучения: экологическое панно, образный букварь и образные прописи.

Также предложенные принципы позволяют снимать переутомление, уменьшают перегрузку учеников и они более прочно усваивают знания. Что влияет на уровень образования, в том числе, на сдачу выпускных экзаменов. В целом, отмечается уменьшение количества проявления нервно-психических срывов и агрессии, болезни костно-мышечного аппарата, сердечно–сосудистой системы, репродуктивной системы, желудочно-кишечного тракта, нервно-психической сферы, увеличивается жизнестойкость организма ребенка.

Элементы системы распространяются не только на образовательные учреждения. Их можно использовать и дома. Также из-за необходимости человеку двигательной активности в наше время большие организации переходят на новый режим работы: для работников обустраивается офис со столами, у которых есть электроподъемники. То есть сотрудник может работать как сидя, так и стоя, чтобы нивелировать нагрузку на организм из-за многочасового сидячего положения.

Опыт других городов.
Методика активно используется по всей стране. Как рассказал специалист Алексей Севериков, технологию применяют порядка 2000 школ и детских садов. Есть десять регионов-лидеров этого направления. В частности, это Ханты-Мансийский автономный округ – 185 школ, Белгородская область – 367 школ, Амурская и Ростовская области – примерно по 200 школ, Пермский край – 110 школ и так далее.

– Эта методика в ряде регионов имеет именно массовое применение, прежде всего в тех регионах, где этот вопрос курирует лично губернатор. Так, в Ленинградской области провели исследование, в котором участвовали институты развития и образования, медицинские работники и педагоги, – рассказал Алексей Севериков. – Взяли три класса для сравнения, которые сопровождали в течение четырех лет. Был класс по методике В.Ф. Базарного, класс с частичным применением основных элементов и класс с усиленной физкультурой по просьбе родителей.

Дети всех трех классов были примерно равны по уровню частоты заболеваемости и социально-бытовым условия – ходили в один детский сад, имели одинаковый режим дня и медицинское обслуживание. По итогам исследования за четыре года именно в классе с методикой В. Ф. Базарного произошло максимальное снижение заболеваемости детей по основным пяти заболеваниям – на 55%. В то время как в классе с частичным применением технологии уменьшение было на 31%, а в традиционном классе, но с усиленной физической культурой – 16%.

Внедрение методики в образовательные учреждения Иркутска.
Внедрение данной технологии в школы Иркутска депутат думы по избирательному округу № 35 Александр Панько начал обсуждать в стенах представительного органа власти еще в седьмом созыве. После, по решению депутатов, из городского бюджета выделили средства на специализированное оборудование в некоторые образовательные учреждения.

– Это все не сложно и не затратно финансово. Родителям нужно осознать то, насколько это важно. Можно водить ребенка на разные образовательные программы и упустить тот момент, когда у него зрение ухудшится, появится искривление позвоночника, – акцентирует депутат, – Всех этих проблем можно избежать с помощью изменения методики проведения урока. Благодаря ей состояние детей улучшается в разы. Нужно, чтобы об этом как можно больше говорили, родители читали, узнавали об этом и эти методики были внедрены в классах. Нам нужно просто взять и вместе начать заботиться о наших детях.

В 2023 году началось внедрение методики в Иркутске. Пилотными площадками стали пять школ: № 18, 27, 37, 57 и 69. В них открыли девять классов, в которых обучается 243 ребенка. В 2024 году работа продолжилась и сформировали еще четыре первых класса с этой технологией.Также планируется оборудовать специальный класс для использования технологии в строящейся школе по ул. Ярославского.

Методика есть и в других населенных пунктах Иркутской области. В Ангарском городском округе технология применяется в 17 образовательных учреждениях, а в Свирске во всех.



Сувениры
Авторские экскурсии
РСХБ
ТГ