В Алтайском крае остановились заводы по производству гречневой крупы. По официальной версии, это произошло в связи с реконструкцией производств и проведением работ по газации. Однако на профессиональных форумах аграриев участники сообщают о банальном отсутствии сырья для производства продукции.
Уже к середине лета все прошлогодние остатки были переработаны и переданы на реализацию в торговые сети. В сводке Центра сельскохозяйственного консультирования Алтайского края по позиции "гречиха" отсутствуют предложения. Эксперты связали происходящее с сокращением посевных площадей и неурожаем в прошлом году. Отметим, что пока в торговых сетях страны гречневая крупа присутствует в продаже, хотя цены на неё постепенно растут, впрочем, как и на другие продовольственные товары.
Специалисты отмечают, что остановка заводов в середине лета - явление не экстраординарное. Однако участников рынка беспокоит ситуация текущего года. По словам некоторых участников форума портала "Зерно Он-Лайн", посевная кампания прошла в регионах в разных условиях. В частности, на Алтае до середины июня наблюдалась засуха. Как следствие этого всходы гречихи оказались гораздо слабее, а сроки уборки будут сдвигаться на более позднее время, что увеличивает риски потери части урожая из-за непогоды.
Также сообщается о нарастающей скупке гречневой крупы предпринимателями и приезжими из Казахстана, где уже возник дефицит этого товара и ожидается неурожай в текущем году из-за той же самой засухи.
По некоторым оценкам, в торговой сети Алтайского края осталось не более 5-10 тысяч тонн гречки. Этого количества может не хватить для удовлетворения потребительского спроса до начала октября, когда в продажу поступит крупа нового урожая.
Вместе с тем, ряд производителей не исключает увеличение сбора гречихи в этом году, поскольку производители несколько увеличили площади посевов, а погодные условия позволяют вырастить неплохой урожай. В результате, может повториться ситуация, когда закупочная стоимость опустится ниже себестоимости, буквально до 10-20 рублей за килограмм, что приведет к убыткам сельхозтоваропроизводителей.
Впрочем, есть еще один фактор, который влияет на рынок гречки. В стране постепенно снижается количество потребителей этого русского национального продукта. Новое поколение выбирает "Пепси", бургеры и прочие "крылышки КФС" вместо щей да каши. В связи с этим, у российских производителей гречки появляется возможность увеличивать экспорт этой крупы для зарубежных потребителей.