Эксперты: вопросов к избирательным комиссиям в Иркутской области нет

Десять дней, отведенных по закону избиркомам, на принятие решений о регистрации списков партий и кандидатов по одномандатных округам, как партийцев, так и самовыдвиженцев истекли. Избиркомы сообщают о принятии решений по регистрации кандидатов, либо об отказе в регистрации.

Как отмечают электоральные юристы, избирательное законодательное – сложный, постоянно обновляющийся свод нормативно-правовых актов. Так, изменилось максимальное количество обнаруженного брака в собранных подписях, которое не может превышать 5% (ранее - 10%), среди принятых новшеств и то, что теперь избиратель лично должен заполнять свои данные в подписном листе, есть и другие новшества.
Проведение избирательной кампании требует высококвалифицированного юридического сопровождения, которое по разным причинам доступно не всем кандидатам и их предвыборным штабам, причиной отказа в регистрации зачастую становится несоответствие заявки кандидата требованиям законодательства о выборах.
Экспертный клуб Иркутска обратился к политологам и политическим консультантам с просьбой прокомментировать окончание процесса регистрации кандидатов.

Политолог Алексей Петров: нынешняя кампания в Иркутской области прошла достаточно спокойно, почти всех желающих зарегистрировали. Один не в счет, поскольку подписи не принес, а второй - депутат пяти Государственных Дум, старожил иркутской политики Виталий Борисович Шуба - как-то неожиданно решил закончить свою политическую деятельность, «опоздав» с предоставлением собранных подписей. Честно говоря, скептически отношусь к сбору подписей в нынешнее время. Пандемия фактически не дает этого сделать, люди не открывают двери, а личные встречи сведены до минимума.
А вот от политических партий все прошло без проволочки, причем все кандидаты от «Яблока» тоже зарегистрированы, хотя разные слухи ходили. Так что вопросов к избирательным комиссиям нет.

Политический консультант Владислав Шиндяев добавляет, что с точки зрения всех демократических процедур, жители любого региона могут выбрать в качестве своего представителя в представительный орган власти или местного самоуправления кого угодно. Но при этом мы видим, что каждая страна постепенно идет по пути того, чтобы законодатели становились профессиональными политиками. И сейчас мы часто наблюдаем, что на выборах побеждают уже подготовленные люди, опытные и профессиональные политики, те, кто обладает знаниями действующего законодательства, для них нет вопросов в том, как устроено государство, к чьему ведению относится тот или иной вопрос, как распределяются полномочия, формируется бюджет, собираются налоги.

Что касается непосредственно политиков, кто участвует в выборах сейчас, то в победе профессионалов должны быть заинтересованы, прежде всего, избиратели, чтобы процесс управления государством был максимально грамотным, не затягивался на необходимости дополнительной проработке каждого решения. В любом случае, чтобы нормативный акт был принят, он должен получить отзыв на соответствие действующему законодательству из разных структур – прокуратуры, министерства юстиции. При необходимости законопроекты проходят соответствующие экспертизы, на них готовят экономические обоснования. Понятно, что если акт не соответствует требованиям действующего законодательства, требует затрат из бюджета, которые там не заложены, он будет отклонен на стадии подготовки и на рассмотрение депутатов вынесен не будет.

Если политик приходит без необходимых знаний и практического опыта, то неотъемлемой частью работы действующих политиков становится учеба, повышение квалификации. Депутаты проходят обучение и консультации как в индивидуальном порядке для успешной реализации конкретных целей и задач, так и проводятся парламентские курсы, семинары и даже парламентские школы. Политики, государственные и муниципальные служащие берут консультации и работают со специальными службами, центрами, бюро, институтами чтобы максимально увеличить эффективность своей работы. Несколько лет назад сформировался целый институт отделов, управлений, экспертов в рамках которого мы работаем с политиками по целому ряду направлений, начиная от подготовки инициатив, заканчивая отчётностью перед контролирующими структурами и избирателями.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ