РЖД продолжает кампанию по принуждению регионов к оплате своих убытков в связи с удержанием "социальных" цен на пригородное сообщение. На этот раз монополист прибег к использованию "гласа народа". Накануне, 15 мая, в Москве, в пресс-центре ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция начальника центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО "РЖД" Максима Шнейдера. Он рассказал о результатах исследований ВЦИОМа, который изучил мнение граждан по вопросу отмены электропоездов в регионах.
Проведение исследования, по его словам, было связано с отменой электропоездов в ряде регионов. В Ставропольском крае в этом году запланировано к отмене 40 пар поездов, в Белгородской области – 23 поезда, в Калининградской и Липецкой областях – по 29 пар. Всего в текущем году к отмене запланировано 338 электропоездов.
Согласно данным исследования, пассажиры не только против таких отмен, но и наоборот "отмечают необходимость увеличения объемов пригородного сообщения". Половина всех опрошенных считает, что требуется увеличить частоту движения электричек (49%). Чуть меньше половины пассажиров отмечает, что региону недостает маршрутов (43%).
В случае отмены электропоездов в регионах 15% пассажиров не смогут добраться до места назначения и вынуждены будут отказаться от поездки. При этом, больше всего пострадает старшее поколение, которое не готово и не сможет физически воспользоваться альтернативными видами транспорта.
Большая часть опрошенных ВЦИОМ готова принять участие в мероприятиях, направленных на изменение условий работы пригородных электричек (71%). Так, треть пассажиров готовы участвовать в сборе подписей, 25% - подписать электронную петицию в Интернете, а 13% - выразили готовность обратиться с жалобой к представителям власти напрямую.
Максим Шнейдер отметил, что пригородный железнодорожный транспорт достигает 40% от общего пригородного пассажиропотока в регионах страны. При этом, субъекты РФ закладывают на содержание этого вида транспорта менее 1% от расходов региона на транспорт и дорожное хозяйство в целом. 41 из 73 субъектов РФ компенсируют не более 50% выпадающих доходов перевозчиков, в том числе 5 регионов компенсаций на 2014 год не предусмотрели вообще. Пригородные компании больше не могут работать без финансирования.
Напомним, правительство России ежегодно готово выделять 25 млрд рублей на услуги инфраструктуры при условии, что регионы тоже внесут свою долю в оплату пригородного сообщения. Ранее премьер Медведев рекомендовал использовать для финансирования перевозок поступления от налога на имущество, который уплачивается ОАО "РЖД". Этих средств более чем достаточно для обеспечения потребности населения в электричках. Например, в нынешнем году РЖД заплатит регионам более 41 млрд рублей в качестве налога на имущество.