Российский рынок из-за усиления санкционного давления покинуло около 230 западных компаний. В ответ на это Правительство России готовит мероприятия по стимулированию производства и гарантиям потребительской безопасности.
Ряд компаний из стран, не поддержавших санкции против РФ, готовы прийти в Россию и занять на нашем рынке места западного бизнеса.
«Экспертный клуб» обратился к иркутским политологам высказать свое мнение о происходящем.
Политический консультант Владислав Шиндяев:
«В любой сфере, особенно экономической, занятие различных ниш связано с определенными сложностями. Это требует организационно-правовых, управленческих и маркетинговых действий. В свете глобальных изменений за последние недели мы видим, что в российской экономике освобождается значительное количество нишевых простанств, что может создать потенциал для нового развития. Ведь те ниши, которые сейчас стали свободными, могут быть вскоре заняты, и уверен, что найдутся компании и предприниматели, которые не имеют жестких обязательства перед другими странами и организациями.
Нужно понимать, что все в экономике меняется. Вся экономическая деятельность сейчас будет развиваться по другим правилам, которые не только сформированы новыми условиями нашей жизни, но и в дальнейшей перспективе будут выгодны для нашего государства, с участием тех компаний, которые готовы играть по правилам новой конкурентной среды.
С одной стороны, мы видим сложности краткосрочного формата, но есть задел, который позволит развивать нам сферу производства, сферу выполнения огромного перечня работ, оказания услуг. Огромнейший потенциал получила сфера поставки и розничной продажи товаров народного потребления, которая была жестко занята компаниями, аффилироваными зарубежными поставщиками и брендами. Пройдет время и мы станем более устойчивыми, независимыми, развив, прежде всего, внутренний рынок и внутренние бренды. Такие примеры развития мы уже видели на примере других государств. Теперь это предстоит и нам. И это было неизбежным в развитии нашей страны».
Политический консультант, журналист Екатерина Анисимова видит в ограничениях возможности, и санкции - не исключение: «Во-первых, далеко не весь иностранный бизнес в восторге от перспективы потерять российский рынок. Я знаю множество историй, в которых московские представительства трудоустраивают в Польше, например. А Macdonalds в последнее время вообще напоминает кота Шредингера, который открыт и закрыт одновременно.
Во-вторых, ушедшая часть иностранного бизнеса освобождает возможности для российских предпринимателей: в производстве мебели, кондитерских изделий и памперсов нет космических технологий. И занять эти ниши может практически любой российский предприниматель.
В-третьих, синдром отмены вырабатывается только при приеме внутрь, а невозможность пользоваться платформой Google Pay вызывает желание раз и навсегда не пользоваться софтом от Google.
Транснациональные корпорации, которые показали неуважительное отношение к своему российскому потребителю, должны получить пропорциональный ответ, в котором они попадают в вечный бан в сознании среднестатистического россиянина, который не считает себя терпилой».