Проект «Экспертный клуб-Иркутск» проводит еженедельный опрос иркутских экспертов по самым разнообразным темам. Первая половина октября традиционно связана со школой – это день учителя и проведение образовательных форумов.
Вот как ответили иркутские эксперты на вопрос о будущем иркутской школы.
Директор старейшей в городе школы № 72 (в 2020 году она отметит 160-летие со дня основания) Татьяна Яковлева рассказала, что школа должна быть институтом, где можно объективно оценивать возможности ребят, а не гнаться за официальными показателями. Первые «ласточки», конечно, видны – это и обсуждение более свободного планирования школьных дисциплин, и увеличение количества английского языка, без которого сейчас никуда: «В школе мы развиваем международное сотрудничество, принимаем делегации из Китая, Монголии и Вьетнама с погружением в образовательную среду». Отдельным пунктом сказано о том, что «нужно учиться работать с родителями, они активно внедряются в образовательный и внешкольный процесс».
Известный бизнес-тренер, сторонница пятидневки Яна Варшавская: Вся страна до Урала может себе позволить учиться пять дней, а наш чудный Иркутск не готов обсуждать этот вопрос. В младшей школе мы с родителями активно боролись за это. В итоге у детей не было никаких отклонений, неуспешных историй с оценками, дети больше отдыхали, меньше болели, все родители младших классов увидели позитивный эффект. Но теперь мы часто слышим, что будет перегруз, учителя будут меньше получать.
Председатель думы Усольского района, победитель областного конкурса «Учитель года-2007» Надежда Глызина говорит, что одной из главных проблем – кадровая, ведь престиж профессии учителя складывается из уровня зарплаты и отношения общества к профессии. Кроме того, огромное количество отчетов не дают учителю главного ресурса - времени для работы с учеником, самоподготовки, восстановления, творчества и фантазии.
Точками роста школы ближайшего будущего могут стать новые педагогические кадры, способные отвечать запросам времени, успешные, оптимистичные и высокопрофессиональные, программы как «Точка роста», ориентация на ценность интеллектуального потенциала и развитие страны.
Корреспондент «Российской газеты» Ирина Штерман отмечает прорыв иркутской школы в сфере инклюзивного обучения: «Все больше школ стали создавать условия для обучения особенных детей. Конечно, может быть, это соблюдение требований программы «Доступная среда», но все же важно. Отмечу, что появился тренд на развитие, особенно это видно в частных образовательных центрах. Туда пришли хорошие учителя. Они стали уходить от обычного «натаскивания к ЕГЭ» и стали заниматься с теми детьми, на которых в обычной образовательной школе поставили «крест», не только подтягивают по предметам, но и дарят им уверенность в собственных силах, в том, что они могут учиться. Воспитанники частных центров и на экскурсии ходят, и в эко-акциях участвуют.
Недавно участвовала в дискуссии «Была ли школа, которую мы потеряли?». В ней речь шла об отличиях современной школы от советской, о том, что можно вернуть что-то из той, советской модели образования, в современную систему. Самой большой «потерей» была названа общественная работа – все эти сборы макулатуры, походы классом в кино и театр, тимуровская работа, художественная самодеятельность. Почему это ушло? Причины две: за это не платят (или очень мало платят); и теперь, чтобы сходить с детьми в поход, надо написать кучу бумаг и получить множество согласований (разрешение родителей, МЧС, ГИБДД). Тем не менее, прозвучала мысль, что запрос на такого рода деятельность со стороны детей есть, и в школу нужно вернуть общественную работу. Теперь этим занимаются общественные организации. Педагоги оказались не против, чтобы всё вернулось, но их нужно избавить от бумаг и оплачивать этот труд.
По мнению директора Центра профориентации PROF.Navigator Олега Яценко, школа выжила, но растеряла лучшее - парадигму воспитания человека и коллективизм: Учитель, который должен быть основой воспитательного процесса, является по факту бесправным винтиком и обслуживающим узлом данного процесса, теряя дух творчества, созидания и радости общения с детьми.
Школа живет как один из базовых институтов воспроизводства деятельности и трансляции культуры. Из положительных моментов отмечу существенное улучшение материальной базы – в большинстве школ новые ремонты, оснащение компьютером и проекционным экраном, приведены в порядок актовые залы, наведен порядок в коридорах и рекреациях, контролируется пропускной режим и безопасность, улучшились столовые и питание. По-прежнему плохо с туалетами и санузлами, традиционно отстают наглядные пособия, плохо с реактивами в химии и наглядными пособиями по физике. Очень радуют новые школы, создающие просто фантастическое настроение и учащихся, и у учителей.
Но пока нет главного - труд учителя не оценивается по достоинству. На это стоит перераспределить доходы госкорпораций, потому что школа - основа будущего страны. Нужно максимально освободить учителя от бюрократии, проверок прокуратуры и бесконечных надзорных органов. Необходимо упростить отчетность, внедрить автоматизацию, активнее строить сетевые взаимодействия с негосударственными образовательными структурами и бизнесом, и не отгораживаться от общества стеной показателей и нормативов минобра, которые сами по себе не делают человека образованным, гармоничным и счастливым.
Координатор проекта «Экспертный клуб-Иркутск» Алексей Петров также согласился, что иркутская школа резко рванула вперед, а строители научились строить школы быстро, с серьезным оснащением, но для ухода в одну смену, о чем говорят на федеральном уровне, Иркутску еще не хватает до двадцати новых образовательных учреждений, поскольку долгие годы их просто не строили, а те, что были, морально устарели. Петров одобрительно относится к возвращению школьных групп продленного дня: «Это очень хороший опыт, когда дети делали домашнее задание в школе, и учитель мог подсказать и объяснить то, что ребенок не понял на уроке».
Напомним, что проект «Экспертный клуб-Иркутск» работает с июля 2019 года.