Сотрудник Иркутского политеха Алексей Чертилов стал соавтором научно-популярного фильма «Кругобайкальская Кругосветка». Проект рассказывает о строительстве КБЖД, ее достопримечательностях и людях. Политеховец почти год участвовал в съемках, будучи соведущим и помогая писать сценарий.
Документальный фильм снял учебный центр «Эдельвейс», курирующий работу лагеря «Ангасолка». Проект реализован при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Кино, набравшее свыше 12 тысяч просмотров, раскрывает историю Кругобайкальской железной дороги, начиная с 1899 года и до современности.
Фильм начинается с беседы молодых ребят-вожатых лагеря, выросших в Ангасолке. Герои пытаются узнать историю КБЖД – уникального инженерного сооружения и сложнейшего участка Транссиба. В поисках ответов на вопросы они обращаются к ученым, краеведам, специалистам по геологии, орнитологии, архитектуре.
Одним из экспертов стал доцент кафедры рисунка, основ проектирования и историко-архитектурного наследия Иркутского политеха Алексей Чертилов. Значительную часть жизни он посвятил исследованию КБЖД. Алексей Константинович удостоен премии губернатора Приангарья за альбом, где впервые описаны видовые открытки Кругобайкалки. Также он стал призером фестиваля «Зодчество в Сибири» за книгу «Кругобайкальская железная дорога – рукотворное ожерелье Священного Моря». После работы над фильмом политеховца отметили дипломом аналогичного фестиваля в Красноярске.
По словам Алексея Чертилова, съемки длились 11 месяцев. Создатели проекта специально охватили четыре времени года, чтобы показать всю красоту местных пейзажей.
«Изначально сценарий писала иркутский журналист Светлана Бурдинская. Мы с коллегами вносили в него свои доработки, стремясь показать Кругобайкалку в разных ипостасях. Зритель увидит места, не охваченные туристическими маршрутами, в том числе бухту Берёзовую с красивыми пейзажами и бухту Долина. Богатейший природный ландшафт встречается около реки Большая Крутая губа. Чтобы до неё добраться, нужно пройти несколько километров от станции Шарыжалгай», - сказал Алексей Чертилов.
Фишкой фильма являются анимационные вставки, где повествование ведется от имени Михаила Хилкова - министра путей сообщения Российской империи. Зритель также увидит кадры, снятые во время путешествия на пароме и поезде. Часть съёмок прошла вблизи спорт-парка «Поляна» и в музее ВСЖД.
В фильме приводятся любопытные исторические факты. Например, говорится о суровой зиме 1904 года. Тогда лёд на Байкале был настолько толстым, что с ним не могли справиться ледоколы. Из-за этого рельсы пришлось укладывать от паромной переправы в порту Байкал прямо до станции Танхой. Вагоны тянули лошадьми, а по пути следования обустраивали временные бараки.
По мнению Алексея Чертилова, КБЖД имеет не только большой туристический, но и научный потенциал. Политеховец называет Кругобайкалку научно-познавательный объектом под открытым небом. Например, срезка горы, образованная при строительстве железнодорожного полотна, представляет собой уникальный геологический объект.
«Эта срезка – открытая геологическая книга, по которой можно изучать историю формирования нашей планеты. Чтобы увидеть содержимое подобных срезов, например, граниты и мраморы, обычно ученым приходится посещать несколько континентов. При этом, в некоторые места можно добраться лишь на вертолёте. На КБЖД все это сосредоточено в одном месте.
Окрестности Кругобайкалки могут стать площадкой для проведения международных форумов и конференций. Чтобы эта идея стала реальностью, нужен единый юридический документ, который бы регламентировал все виды бизнеса, связанные с Кругобайкалкой. Я считаю, что в его создании должны участвовать государственные и частные структуры», - поделился размышлениями доцент ИРНИТУ.