В Иркутской области большие проблемы с конкуренцией

В Иркутской области большие проблемы с конкуренцией. В частности, региональные власти и некоторые компании делают всё, чтобы не допустить на рынок авиационных услуг скорой специализированной медицинской помощи других перевозчиков, в том числе федерального уровня. 

В конце прошлого года соответствующий госконтракт на оказание таких услуг областному госучреждению "Иркутский областной центр медицины катастроф" выиграла одна из федеральных компаний, зарекомендовавшая себя на этом рынке в других регионах России и за рубежом как надежный партнер. Стоимость "иркутского" контракта составила 60 миллионов рублей. Но уже менее чем через месяц власти Иркутской области расторгли договор, сославшись на то, что подрядчик выполнил своевременно не более 77% заявок.

При этом, заказчик, тот самый Иркутский областной центр медицины катастроф, потребовал внести авиакомпанию в "черный список" недобросовестных поставщиков. Это могло поставить крест на участии компании в других торгах и заключение государственных и муниципальных контрактов по всей стране. Однако, в Федеральной антимонопольной службе не стали пороть горячку и разобрались в ситуации. Авиакомпания не просто работает в разных регионах России и за рубежом, но и является надежным авиаперевозчиком у ведущих нефтегазодобывающих предприятий страны.

За неполный месяц работы в Иркутской области авиакомпания по заявкам центра медицины катастроф выполнила 20 рейсов. И все это время ей приходилось решать серьезные проблемы с базированием и обслуживанием авиапарка, а также дозаправками при выполнении полетов. Так аэропорты Нижнеудинска и Киренска не могли оказать компании эти услуги. Выяснилось, что дозаправляться в Нижнеудинском аэропорту невозможно, а аэропорт Киренска отклонил заявку авиаперевозчика на комплексное обслуживание вертолетов. Кроме того, оказалось, что заключать договоры о базировании непосредственно с аэропортами нельзя, а можно только с компанией, в структуру которой они входят. А входят они в состав холдинга "Истлэнд" и приближенных к нему фирм.

Напомним, в сфере интересов этого иркутского холдинга туристический бизнес, Восточно-сибирское речное пароходство, авиакомпания "Ангара" и т.д. Холдинг контролируется экс-губернатором Иркутской области Сергеем Ерощенко. Не исключено, что препоны в работе вошедшей на рынок региона федеральной авиакомпании возникли не без согласия последнего.

Пикантность ситуации придает и тот факт, что сама авиакомпания "Ангара" в минувшем году участвовала в том самом тендере на санитарные авиаперевозки. Но проиграла "федералам". После чего у победителя начали возникать проблемы с обслуживанием техники в аэропортах Иркутской области. 

Эксперты полагают, что имели место согласованные действия собственников местной авиакомпании и руководителей ГБУЗ "Иркутский областной центр медицины катастроф" в интересах АК "Ангара". Чиновники задействовали даже СМИ для того, чтобы создать негативный образ федерального перевозчика в связи с возникшими у него трудностями. 

Аналитики отмечают, что Сергей Ерощенко, несмотря на недолгое руководство регионом, видимо, сохранил определенные рычаги влияния в коридорах и кабинетах власти. И теперь он активно пользуется этими возможностями для защиты своих коммерческих и финансовых интересов. Тут, может, и не было бы большого криминала, если бы такие действия в сфере авиации не приводили к трагедиям и гибели людей.

В мае 2013 года, когда Сергей Ерощенко руководил Иркутской областью в качестве губернатора, на севере региона взорвался вертолет Ми-8, участвовавший в работах по ликвидации ледяных заторов на реках. Девять человек погибло. Комиссия, расследовавшая причины страшной трагедии, установила, что причиной взрыва "явилось отсутствие чётких правил, регламентирующих порядок подготовки и выполнения таких работ, а также обеспечения безопасности при перевозке и применении использующихся при проведении работ опасных грузов". По мнению ряда экспертов, взрывные работы шли в авральном режиме и это привело к пренебрежению нормами безопасности и гибели людей. 

Затем в течение нескольких лет произошел ряд авиаинцидентов с самолетами Ан-140 и Ан-24/26 авиакомпании "Ангара", к счастью закончившихся без человеческих жертв. Но несколько дней назад в Иркутской области рухнул на землю еще один Ми-8 АК "Ангара". Он выполнял работы по геологоразведке. В результате той авиакатастрофы погибли еще три человека. Причины трагедии еще выясняются, но регулярность, с которой падают и ломаются вертолеты "Ангары", казалось бы, должна насторожить региональные власти. Однако, их, похоже, не волнуют вопросы безопасности авиаперевозок.

Символично, что 12 сентября этого года, в день, когда областные чиновники объявили о заключении нового контракта на перевозки санавиацией в интересах Иркутского центра медицины катастроф, произошел новый инцидент с еще одним вертолетом "Ангары". И именно с тем, который выполнял санитарный рейс. По неназванной пока причине, вертолет Ми-8 совершил вынужденную посадку "в чистом поле", почти в 30 километрах от ближайшего населенного пункта. По счастливой случайности, никто из 11 человек, находившихся на борту вертолета, не пострадал. 

Похоже, когда в Иркутской области на кону огромные деньги, в расчет не берутся ни принципы честной конкуренции, ни человеческая жизнь. Между тем, президент России Владимир Путин в своей речи на первом после выборов заседании Госсовета отметил:

- Справедливая и честная конкуренция - это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны и динамичного движения вперед во всех сферах жизни... 

УФАС по Иркутской области за второй квартал текущего года рассмотрел 296 жалоб в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 90 из них касаются защиты конкуренции. Всего же по России в общем количестве нарушений антимонопольного законодательства, число таких нарушений за минувший год со стороны чиновников составило 98,8%. Иркутская область - не исключение. Чиновники и тут все еще покровительствуют доморощенным предприятиям и потворствуют им в ущерб экономике страны и безопасности граждан. 

- В декабре прошлого года вышел Указ, в котором содействие развитию конкуренции определено как приоритетное направление в работе органов власти, а Национальным планом на 2018–2020 годы обозначены конкретные отрасли и ожидаемые показатели развития конкуренции в них. Полагаю, что такие же предметные ориентиры нужно определить для каждого региона – конечно, сделать это вместе с субъектами Федерации с учётом их особенностей и возможностей. Таким образом, у региональных команд появятся чёткие показатели по формированию конкурентной среды, - подчеркнул Владимир Путин на апрельском заседании Госсовета. 

Но для властей Иркутской области слова президента России пока пустой звук. Мы будем следить за развитием ситуации.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ