Совещание, посвященное проблемам и перспективам развития строительного комплекса Иркутской области, состоялось на базе регионального минстроя 29 апреля. Участие в мероприятии приняли представители областной исполнительной и законодательной власти, Союза строителей Иркутской области, крупнейших строительных организаций, муниципальных образований.
Почти миллион
Министр строительства Михаил Литвин призвал присутствующих к «продуктивной беседе» и для начала представил отчет по делам прошедшего года. По его мнению, с поставленными целями отрасль справилась эффективно, доказав, что в Иркутской области можно успешно строить.
— Результат 2013 года — 970 тысяч введенных квадратных метров. Первоначально ставилась задача в миллион квадратов, но в связи с корректировками всех программ конечным обязательством стали 906 тыс. кв. метров. Мы хорошо отработали, хотя в конце года и предполагали, что будут риски по невыполнению, — говорит министр. — Но оперативно сработали город Иркутск, Иркутский район. Помогли и Союз строителей, и Стройнадзор. А самое главное, конечно, спасибо строителям, которые показали хорошие результаты по году.
Михаил Литвин рассказал о введении социальных объектов — детских садов, школ, онкологического центра. По его словам, «единственным пятном на репутации» стало невыполненное обязательство по вводу Ледового дворца. Основная причина состоит в том, что нельзя было приступать к достройке объекта до тех пор, пока не закончились все взаимоотношения со старым подрядчиком. Не один месяц был потрачен на то, чтобы полностью разобраться в ситуации.
Сейчас проведена работа по обследованию здания, поскольку визуальный осмотр показал возможные проблемы с конструкциями и фундаментом.
— На сегодня по результатам обследования у нас есть четкое понимание. Я взял на себя обязательство до 1 июня представить проект по достройке Ледового дворца, — сообщил министр.
Как бы этих жителей взять и… расселить
Михаил Литвин остановился на вопросе расселения из аварийного жилья. Недавно по этому вопросу в Москве состоялось совещание с участием федерального Министерства строительства, фонда содействия реформированию ЖКХ и пяти регионов. Как отметил министр, есть территории, где существуют проблемы, в том числе с финансированием, даже при расселении 10—20 тыс. кв. метров. Объемы жилья, которое надо расселить в нашем регионе, гораздо значительнее. Самый большой аварийный жилищный фонд насчитывается у нас и в Кемеровской области.
Сейчас регион ведет активную работу с фондом содействия реформированию ЖКХ и Минстроем в части параметров и объемов на 2014 год с выполнением до 2015 года. Нужно ввести 108 тыс. кв. метров в рамках совместной программы фонда и области, в первую очередь обеспечив финансирование. Если говорить о дополнительных показателях, то речь идет о 177 тыс. кв. метров в рамках региональных программ расселения.
Не исключено, что дополнительное финансирование будет привлечено из федерального бюджета, обоснования для этого сейчас готовятся. Михаил Литвин также предложил строителям задуматься о том, как будет решаться задача возведения планируемого количества «квадратов».
Министр также рассказал о строительстве и вводе в Иркутской области детских садов, финансировании этого направления и проблемах, возникающих в территориях, в частности, с земельными участками.
Михаил Литвин напомнил о задаче развития стройиндустрии и сообщил о готовности минстроя рассматривать предложения по внедрению новых технологий на территории региона и схем финансирования.
Предложения строителей
Зампредседателя регионального парламента Сергей Брилка отметил, что таким широким кругом строители собрались впервые за долгий срок, и предложил послушать проблемы: «Все ли они здесь, в стенах минстроя, сосредоточены или звучат шире».
Глава финансово-строительной компании «ДомСтрой» Алексей Красноштанов внес предложение ежеквартально публиковать в СМИ либо в Интернете данные о введении в строй жилья:
— Чтобы общественность знала, когда, сколько и кто сдает. Конкретно, с указаниями объектов и количества квадратных метров. Тогда мы будем видеть, что город планово развивается, строится. В Кемерово такая практика есть. Это очень стимулирует власти заниматься проблемами строительства.
Алексей Красноштанов обратил внимание на проблемы стройиндустрии, в частности на то, что мощностей Иркутского кирпичного завода не хватает на все потребности строителей, и предложил помочь предприятию увеличить объемы выпуска материала, без которого невозможно строить планируемые программами объемы жилья:
— Мы должны не просто десять лет говорить про развитие стройиндустрии, а принимать какие-то меры, не надо изобретать велосипед, надо разобраться, почему кирпича не хватает.
Председатель совета директоров ОАО ФСК «Новый город» Александр Битаров, обращаясь к коллегам, отметил: «Если мы сами не попробуем взять в свои руки поддержку и развитие строительной отрасли, никто нам не поможет». Для начала он остановился на вопросе себестоимости квадратного метра жилья в Иркутске:
— Сегодня цены растут на все — электроэнергию, металл, цемент, даже песчано-гравийную смесь. А посылы от власти одни: стройте дешевле, 30 тысяч рублей за «квадрат» — это максимум. Мы все понимаем, что в такие средства можно уложиться в простой коробке. Но когда начинаем говорить об инженерии, технологических подключениях, стоимости земли и так далее, сразу выходим за эту цену. «Новый город» одним из первых начал осваивать застроенные территории, по этому же пути пошли «Сибавиастрой», «Высота», «Восток-центр». Вот пример. Мы должны расселить 40 домов, миллиард рублей вложив в отселение. Это выйдет в итоге в 10 тыс. рублей на квадратный метр. Сети, техподключение, парковки по городским нормативам, благоустройство дадут на квадратный метр от 15 до 18 тыс. рублей. Как можно строить и продавать по 30—35 тысяч за «квадрат»? Должна быть дешевая земля и инженерия.
Сделать, как на западе
Александр Битаров поддержал Сергея Брилку в том, что запад страны сейчас начал успешно идти по старому пути домостроительных комбинатов. Иркутская область в этом вопросе пока отстает. Он сообщил о разработанном бизнес-плане по строительству современного домостроительного комбината стоимостью в 1,5 млрд рублей и рассчитанного на выпуск 150 тыс. кв. метров в год. Глава «Нового города» отметил, что есть крупная компания из КНР, заинтересованная в проекте. Однако он пояснил присутствующим, что в силу ряда причин предпочтительнее были бы местные инвесторы:
— Если есть желающие структуры, имеющие средства, мы готовы рассматривать их как компаньонов. Проект полностью просчитан, наработаны параметры по поставкам импортного оборудования, есть площадка под строительство завода. То же самое касается строительства жилого комплекса Малая Елань. Сейчас региональное правительство пытается решить с федерацией вопрос по обеспечению площадки инженерией. Объемы работы в Малой Елани — не для одной строительной компании, планируется построить свыше миллиона квадратных метров жилья.
Александр Битаров также обратился к существующей программе социально-экономического развития области, разработанной при прежнем губернаторе и неоднократно подвергавшейся серьезной критике. Учитывая к тому же изменившуюся экономическую ситуацию в целом, Битаров предлагает внести в документ реальные изменения, касающиеся поддержки строительной отрасли, в том числе стройиндустрии.
— Я сторонник того, чтобы при любом бюджете правительство региона ежегодно направляло средства на инвестиционные цели, в том числе на одно из приоритетных направлений, которым является строительство, — отметил он.
«Нам поможет градсовет»
Президент регионального Союза строителей Юрий Шкуропат отмечает: рабочие совещания минстроя и строительных бизнес-структур должны приобрести системный характер, и совещание, состоявшееся 29 апреля, можно считать началом такой работы.
По убеждению Юрия Шкуропата, основным инструментом развития строительной отрасли региона может выступать градостроительный совет.
— В кратчайший срок должно быть разработано новое положение о градсовете, предусматривающее, в основном, прикладной характер, позволяющее приносить положительные результаты в текущем году и ближайшей перспективе, — говорит президент Союза строителей.
В первую очередь необходимо разработать проекты решений для градсовета. Для этого создать рабочую группу из представителей министерства строительства и строительного бизнеса; рассмотреть положение о градсовете и планы его работы на полугодие-год; завершить разработку и утверждение пакетов градостроительных документов по всем муниципальным образованиям. Необходимо ускоренное внедрение 44-ФЗ, который включает разработку трехлетних планов закупок, и планов-графиков закупок на каждый год, а также других новелл, отличающихся от 94-ФЗ.
— 44-й федеральный закон носит название «О контрактной системе закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб». Некоторые работники названных служб, а также и строительных структур считают, что закон распространяется только на бюджетное финансирование. Это большая ошибка, — отмечает Юрий Шкуропат.
Бюджеты инвестируют в строительную продукцию порядка 10 процентов общих вложений, остальное — частный бизнес. Эти пропорции обязывают государственные и муниципальные структуры уделять значительно большее внимание и участие в развитии бизнес-структур в строительстве. Названные органы разрабатывают среднесрочные программы и предлагают строительному бизнесу контрольные показатели развития жилья, социальной сферы и других отраслей.
Под эту программу должны быть решены все вопросы — земельные отношения, пакеты градостроительной документации, в том числе по комплексной застройке территорий, инженерная и транспортная инфраструктура, значительное сокращение административных и прочих барьеров и других процедур. Должны быть подписаны соглашения о сотрудничестве муниципалитетов, госструктур с застройщиками.
В свою очередь, последние обязуются в течение текущего года и последующих лет вводить все объекты по согласованным графикам, не нарушая качества и технологии строительства, с поквартальными отчетами на градсоветах. Финансово-экономические показатели застройщиков являются только их прерогативой.
Система и труд все перетрут
Президент Союза строителей также обозначил самые насущные проблемы отрасли, требующие решения: инвестиции по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры, модернизацию и развитие предприятий стройиндустрии, подготовку кадров и программу замещения иностранной рабочей силы.
— Только партнерские отношения в системной работе позволят строительному комплексу позитивно развиваться. Наши проблемы никто решать не будет. Только мы сами, — уверен Юрий Шкуропат.
Ирина Ружникова, "Байкальские вести".