Иркутская область готовит предложения по изменению лесного законодательства Российской Федерации. Как сообщили в пресс-службе регионального правительства, законодательная инициатива предполагает включение механизма контроля целевого использования древесины, которую граждане заготавливают для собственных нужд.
Как доложил министр лесного комплекса Приангарья Сергей Шеверда, в прошлом году для собственных нужд граждан в области было реализовано 505,7 тысяч кубометров древесины. Этот лес выписывался для строительства жилья и хозяйственных построек (113,7 тыс м3), ремонта домов 97,3 тыс м3), а также на дрова (294,7 тыс м3). С 1 февраля начала работу система программного формирования очереди по заявлениям граждан, информация об очередности размещена на официальном сайте регионального минлеса. Однако контроль целевого использования древесины, заготовленной гражданами по договорам купли – продажи для собственных нужд, не предусмотрен Лесным кодексом РФ.
Как рассказал заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов, прокурорская проверка, проведенная несколько лет назад, показала, что немалая часть такой древесины передается третьим лицам и оказывается в результате в пунктах отгрузки для отправки на экспорт. Это, как правило, лес, выписанный гражданам для строительства, поскольку его объем может составлять до 125 м3 на одного заявителя. Не всегда перепродается вся партия, часть ее может служить оплатой за услуги по заготовке и транспортировке, поскольку не все граждане имеют возможность сделать это самостоятельно.
По мнению спикера областного парламента Сергея Брилки, право осуществлять такие услуги необходимо передать лесхозам в виде государственных заданий. Тогда и вырубка делян, предназначенных под заготовки древесины для нужд населения, будет производиться строго в границах отведенных участков.
Губернатор Приангарья Сергей Левченко также считает, что контроль целевого использования гражданами древесины для собственных нужд необходим для установления прозрачных схем в обороте леса на рынке Иркутской области. При этом право жителей региона на получение возможности приобретать древесину для строительства собственного жилья и отопления должно остаться мерой социальной поддержки населения. Поэтому тарифы на лес для таких целей должны быть ниже рыночных цен.