Давать людям зрелищ также выгодно, как и хлеб. Особенно, если вы способны отвлечь их от серых будней самым незаурядным способом. Корреспондент газеты "Дело" рассмотрел сразу два проекта в сфере развлечений, которые были успешно реализованы в Иркутске -- DоzоR и Quiz. Обе эти игры не только стали вмиг популярными благодаря своей новизне, но и приносят настоящий заработок своим организаторам.
Quiz (англ. викторина) -- командная интеллектуальная игра, популярная в США и Европе. Ее суть легко понять на примере знаменитой в нашей стране "Что? Где? Когда?". Но в Иркутске до недавнего времени о западном ее аналоге никто не знал. Пока однажды сотрудники развлекательного комплекса "Золотой лев" (ГК "Фортуна") не решили организовать игру с целью привлечь дополнительных посетителей в рестораны комплекса (Senator, Грааль и Satori).
В иркутском варианте quiz в каждой игре участвуют до 25 команд, в каждой из которых до 8 человек. Игра состоит из нескольких раундов, в ходе которых команды отвечают на вопросы ведущего, и тем самым соревнуются в получении баллов. Участие в игре платное -- по 100 рублей со знатока. Из взносов же и формируется призовой фонд, который получает только команда-победитель.
Иркутский quiz проводится в одном из ресторанов "Фортуны", так что организаторы зарабатывают на том, что игроки во время игры не только усиленно думают, но и едят. В quiz-сообществе подозревают, что допуск команды к игре напрямую зависит от суммы чека. Ведущий игры Денис Гук этого не отрицает: "Понятно, что тех, кто всю игру заказывал зеленый чай, мы не скоро позовем на очередную игру. Но и стараемся никого не ущемлять -- они просто ждут в порядке общей очереди. Более щедрые команды имеют приоритет".
Игра стартовала в Иркутске в феврале этого года. "И на первые состязания мы приглашали своих друзей и знакомых, -- рассказывает Гук. -- Но с каждой следующей игрой прибавлялись новые люди. И сейчас желающих играть больше, чем может вместить одна игра". Никакой рекламы не было, а из всех затрат -- только бумага для записи ответов, добавляет он. Вопросы -- как на знание фактического материала (например, назовите точную высоту горы Соболиная (г.Байкальск)), так и требующие недюжинной сообразительности, как в памятной "Что? Где? Когда?".
В "Золотом льве" quiz делает кассу трем заведениям. "У нас посетители одного ресторана могут заказать блюда из кухни другого, поэтому вне зависимости от того, какой именно quiz проводится -- в плюсе все три наши заведения, -- рассказывает директор развлекательного комплекса Татьяна Головина. -- О том, насколько проведение игр увеличило нам выручку, я не скажу. Но, например, в самые 'глухие' дни -- среду и четверг -- места благодаря quiz теперь забиты до отказа и часто бронируются заранее. Иногда даже в пятницу и субботу клиентов меньше, чем в среду и четверг, когда проводится игра".
Разумеется, разделить успех "Золотого льва" пожелали и другие заведения цеха. Например, ТРК "Космодром" объявляет о проведении своего развлекательного шоу под названием "Звездный штурм". Принцип схожий: в игре участвуют 15-20 команд, стоимость участия -- 100 рублей с человека, игра состоит из визуальных, устных и музыкальных вопросов.
Екатерина Бурахович, управляющий комплексом "Космодром", подсчитала, что проведение викторины в "глухой" для рестораторов день недели -- вторник -- увеличивает объем выручки на 20-60%. "Мы провели пока только три игры, поэтому средний показатель сложно вывести, -- говорит она. -- Но надеемся, что 60% -- это не предел".
DozoR
Виктор Синкевич узнал об игре DozoR случайно, наткнувшись на ее описание в журнале "Огонек" весной 2007 года. "В репортаже организаторы позиционировали игру как приключение, некий action для скучающих офисных работников". Идея Виктору понравилась: в ней участвуют несколько мобильных команд. Поле игры -- город. Время проведения -- ночь. Искатели приключений получают от организаторов одинаковые задания, разгадка и выполнение которых приводят игроков в определенное место в городе, где они получают код. Цель каждой команды -- найти все коды быстрее других.
"Я сразу же обратился к московским организаторам DozoRa. Оказалось, что до меня уже двое из Иркутска хотели провести игру в нашем городе, -- рассказывает Синкевич. -- Однако дальше звонка у них дело не пошло. Мне предложили собрать команды, и если получится, обещали помочь с организацией первой игры".
Москвичи предложили провести ее среди СМИ, чтобы обеспечить игре бесплатную рекламу. Но тогда из представителей медиа удалось собрать лишь две команды. Всего их было девять.
Для передачи опыта московский офис командировал в Иркутск "дозорного" из города Кемерово. "Он буквально за день написал нам сюжет игры, и 30 июня 2007 года мы стартовали, -- вспоминает Виктор. -- В первой игре было запланировано, как обычно, 10 заданий, но два пришлось снять из-за технических проблем. Но игроки все равно были в бешеном восторге. Еще бы! Ничего похожего в городе не существовало".
На вопрос о начальных инвестициях Виктор смеется: "Вы не поверите -- две бутылки шампанского и баллон черной краски. Шампанское -- приз, краска -- для нанесения специальных обозначений на здания".
Бизнесом игра стала почти сразу, бесплатной для игроков она была только один раз. На следующих состязаниях с каждой команды было собрано уже почти по 4 тыс руб. Половина шла в призовой фонд, половина -- организаторам. "Некий процент я перевожу москвичам, -- объясняет Виктор. -- У нас с ними подписан договор о сотрудничестве, по сути -- франшиза. Размер процента не озвучу, но скажу, что сумма существенная. Мне, как организатору, тоже удается заработать. В месяц выходит раза в два-три больше, чем средняя зарплата по Иркутску".
До DozoRa Синкевич работал помощником директора по связям с общественностью в частной иркутской фирме. "У меня два образования -- юриспруденция и госуправление. Но я уже давно понял, что мне лучше работать 'без начальника'. На тот момент мне было 26 лет, и я без особых сомнений ушел в проект, хотя и понимал, что на первых порах много денег он мне не принесет. Вообще не было 100-процентной уверенности, что проект будет успешным", -- говорит он.
Спустя два с половиной года спецобозначениями вперемешку с дозоровскими знаками DR пестрят практически все здания в Иркутске. А количество играющих команд уменьшилось почти на половину. "Да, страсти поутихли, -- соглашается Синкевич. -- Сейчас участвуют только самые увлеченные -- постоянный костяк игры из 7-10 команд. На пике популярности -- прошлой осенью -- участвовало до 14 команд и в каждой по 5-6 машин с полным оснащением".
Для сравнения, прошлой осенью дозорные из Иркутска организовывали игру в Чите: на первую игру собралось 24 команды, в каждой по 25 человек. "Играло полгорода, -- смеется Виктор. -- Но в Чите заняться действительно больше нечем. Практически единственное развлечение, из спортивных".
В прошлом году организаторы DozoRa отказались от призового фонда, зато входной билет для команд стал дешевле на четверть. "Это решение московских коллег, -- замечает Виктор. -- Но мы не против. Большинство играет из интереса, а не ради денег".
Сейчас Синкевич отошел от подготовки игровых сценариев, и этим занимаются самые опытные игроки. "Для них это высшая степень признания -- написать и провести игру, которую будут долго вспоминать. А для меня -- экономия времени". Сегодня создатель DozoRa все чаще занимается организацией мероприятий в клубах и развлекательных центрах.
Доходы от DozoRa позволяют Виктору заниматься и собственными проектами: три месяца назад он открыл спортивный клуб. "Помещение в аренде, покупал только тренажеры, -- рассказывает он. -- Много на нем не заработаешь, это скорее дело для души. Но клуб окупается".
Спортклуб -- не единственный проект Синкевича. Сейчас у него в разработке два стартапа рекламно-развлекательной направленности: "Раньше времени рассказывать не буду, но надеюсь, что масштаб будет сродни 'дозоровскому'".