Анекдот от "Байкал24": Отчаялось как-то российское руководство возродить АВТОВАЗ. Продали завод японцам. Через некоторое время новые хозяева вновь запустили конвейер, но на выходе опять получились ЖИГУЛИ. Японцы в недоумении... А в это время недалеко от цехов на пригорке сидят бывший генеральный директор завода и главный инженер - пьют "горькую" и обсуждают последние новости. И главный инженер, в сердцах, замечает директору: "Я ж тебе говорил - проклятое место! А ты все - руки не оттуда растут, руки не оттуда растут..."
Автор статьи - Кирилл Горский, "Форбс Россия"
Я не понимаю, почему они все время пытаются сделать легковой автомобиль. Кто бы ни руководил Волжским автозаводом – чиновники из Министерства автомобильной промышленности СССР, красный директор Владимир Каданников, олигарх Борис Березовский, люди с неприметными лицами из корпорации «Ростехнологии» - все они много говорят о будущих перспективных моделях, которые вытащат завод из ямы, в коей он давно и прочно засел. Когда они показывают эти модели (что случается куда реже, чем о них говорят, и еще реже они доходят до конвейера), оказывается что это очередные немного измененные дешевые компактные переднеприводные легковушки. На памяти моего поколения АвтоВАЗ один раз осилил прямо-таки настоящую революцию – разработал и освоил выпуск семейства «Калина» - дешевой переднеприводной легковушки, чуть более компактной, чем все предыдущие. Большой прорыв.
«Сегодня предприятие еще можно спасти… Если этого не делать, по экономическим соображениям «Лада» утратит позиции и «АвтоВАЗ» будет сходить с рынка … Просто люди не будут покупать продукцию завода и все… Мы, как в прежние советские времена не можем закрыть рынок, потому что наш потребитель хочет пользоваться качественным товаром». Это все на днях сказал премьер-министр Владимир Путин в телепрограмме «Разговор с Владимиром Путиным». Почему рабочие завода задают вопросы о его будущем не хозяевам своего завода, а герою телепрограммы – понятно. Насчет «не можем закрыть рынок» мне тоже все давно понятно. Когда в последний раз хозяева завода, демонстрируя не на словах, а на деле свою способность закрывать рынок, поднимали ввозные пошлины на иномарки, я отправился прямиком к знакомому серому дилеру и купил под старую пошлину неплохой праворульный Nissan – он как раз успел на последний пароход из Японии. Имею право: я ведь и есть тот самый потребитель, который хочет пользоваться качественным товаром. И, как потребитель, который хочет пользоваться качественным товаром, я не интересуюсь судьбой предприятий, которые качественных товаров не выпускают. И уж судьбой АвтоВАЗа-то в первую очередь. Тольятти для меня – это город, где делают йогурты Danone. По поводу тольяттинских йогуртов у меня, как у потребителя качественных товаров, вопросов нет.
Но иногда у меня возникают вопросы к ассортименту ВАЗовской продукции как у редактора журнала о бизнесе. Если даже допустить, что автозавод разгонит две трети рабочих, приведет производительность труда в соответствие с общепринятыми в мире нормами, а оставшиеся рабочие научатся завинчивать гайки – все равно из его ворот будут выезжать устаревшие компактные переднеприводные легковушки, единственным рыночным преимуществом которых является цена. Они поступают на рынок с самой высокой конкуренцией, где работают все без исключения мировые автопроизводители, в том числе японцы, корейцы и китайцы, помешанные на снижении себестоимости. «Лада Приора» стоит 350 000 рублей, а Chevrolet Lacetti 400 000, и для нее есть более выгодная кредитная программа. Renault Logan стоит столько же, сколько «Лада» и при этом не ломается: посмотрите, что предпочитают московские таксисты. А ВАЗ с достойным лучшего применения упорством продолжает штамповать новые модификации своих переднеприводных легковушек. В разделе «новости» на сайте завода висит: «Для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса в ноябре 2009 года АвтоВАЗ начал производство двух новых версий семейства Lada Kalina». Потребители между тем бодро уезжают от ВАЗа на «Логанах» и прочих «Вегах».
Все это при том, что АвтоВАЗ умеет делать машину, у которой, по большому счету, нет конкурентов. Вообще нет. Это «Нива». Не тот малосимпатичный обмылок, на который General Motors позволила налепить свою эмблему, а классическая, «старая» «Нива», запущенная в производство в 1977 году и выпускающаяся после некоторых косметических доработок до сих пор. Я серьезно.
За что не любят «Лады»? Если коротко: они старомодны, некомфортабельны, тяжелы в управлении и часто ломаются. Для легковой машины универсального назначения каждая из этих болезней тяжела. А если они продиагностированы у пациента одновременно – смертельна. «Нива» обладает всеми этими недостатками, но у внедорожников, помимо надежности, комфортабельности, управляемости и дизайна есть еще одно качество, в котором они могут соревноваться друг с другом. Это способность преодолевать бездорожье.
Так вот, «Нива» способна на это так, как мало кто другой. Из компактных джипов по способности преодолевать бездорожье с ней сравнится разве что, извините, Jeep (который Wrangler), а уж в своей ценовой категории … Про конкурентов в своей ценовой категории сказать что-нибудь сложно, поскольку она отсутствует. Точнее, «Нива» является ее единственным обитателем.
Читателю Forbes позволительно не знать, но ВАЗ-21214 «Нива» стоит 230 000 рублей. Читатель Forbes, возможно, почувствует за рулем этой машины дискомфорт, однако это никак не отменяет того факта, что «Нива» - единственный в мире компактный внедорожник с постоянным полным приводом, способный преодолевать серьезное бездорожье при цене ниже $10 000. Я повторю еще раз. Единственный в мире.
«Единственный в мире» - это, вообще-то, такая рыночная позиция, на которую не грешно поставить последнее. Особенно сейчас, когда мир помешался одновременно на полноприводниках и на сверхдешевых машинах навроде того же Logan. И вы знаете, то, что первая «Нива» выехала из ворот ВАЗа в 1977 году, не такая уж и большая помеха делу.
Во-первых, «Нива» не страдала детской болезнью всех ВАЗов – она не была устаревшей еще до рождения. Типичный внедорожник 70-х – это что-то вроде нашего «УАЗа» - рама, брезентовые сиденья, руль, к которому нужно прилагать усилия атлета и подключаемый передний привод. Постоянный полный привод плюс салон «как у легкового автомобиля» в те годы – это только Range Rover и «Нива». Как ни крути, ВАЗ-2121 был первым комфортабельным компактным внедорожником в мире.
Во вторых, внедорожники проживают свою жизнь далеко не с той скоростью, что подверженные влиянию мимолетной моды легковушки. Разработать заново сложную полноприводную трансмиссию, а потом запустить ее в производство – это дорого, да конкуренция в сегменте, как уже говорилась, пониже. В результате на рынке вполне мирно соседствуют «сверхновые» навроде Honda Pilot и «старички» типа Mitsubishi Pajero. Сильно ли изменился за последние 20 лет Mercedes Gelengwagen? А новый Jeep Wrangler – так ли уж он нов по сравнению с предыдущим? А уж извините, легенда легенд, внедорожник из внедорожников Land Rover Defender дарит водителю на бездорожье поменьше комфорта по сравнению даже с «Нивой».
Если бы АвтоВАЗ не пытался штамповать все новые и новые одинаковые модели в самом конкурентном сегменте рынка, а бросил все оставшиеся мозги и финансы на – нет, не кардинальную переработку, а лишь на постоянное, из года в год, улучшение и и модифицирование «Нивы» и на продвижение ее на зарубежных рынках, у него появилось бы будущее. Wrangler и Defender – прекрасные примеры подобного долгожительства за счет медленной доработки. А ведь «Нива» моложе их обоих. А что до паршивого имиджа русской техники…
«Русский автомобиль» - на большинстве языков мира это, увы, звучит смешно. Русский внедорожник – уже серьезнее. Это как русская водка. Русские, при всех их странностях, знают толк в водке, это делает бренды Smirnoff и Stoly несокрушимыми. А еще русские знают толк в бездорожье – эту мысль донести до западного потребителя совсем не сложно. Дело за средненьким креативом и средненькими бюджетами.
Это не только к АвтоВАЗу относится, а ко всей российской автомобильной промышленности с советским прошлым – ГАЗу, УАЗу и прочим. По автомобильной части у нас в советское время не сложилось, зато по вездеходной – очень даже.
Однажды я ехал пассажиром на Land Rover Defender по стройке поля для гольфа в Подмосковье. Создание гольф-поля в равнинной России – это нечто равное попытке попытке одержимого демиурга сотворить новую планету: десятки миллионов долларов тратятся на формирование нового ландшафта из сотен тысяч тонн глины и песка. Британская легенда, натужно ревя дизелем, штурмовала один глиняный холм за другим. Водитель из местных увлеченно рассказывал, что на площадку стараются выезжать только на «Дефендерах» - ничто другое не пройдет. «А если еще и дождь, то что, вызываете вертолет?» - уточнил я. «Если дождь, едем на УАЗах, специально на этот случай несколько есть в гараже» - был ответ.
Серийный автомобиль – отражение национального характера. И у нас, возможно, никогда не будут получаться такие же красивые машины, как у итальянцев, такие же комфортабельные, как у американцев и такие же точные в управлении, как у немцев. В отличие от них Господь не дал нам хороших дорог. Но зато Он щедро отсыпал нам оврагов, грязи, глины и снега.
Это наше конкурентное преимущество. Жалко было бы не воспользоваться.