В апреле-июне 2019 года Контрольно-счетная палата Иркутской области провела проверку в АО «Международный аэропорт Иркутск», в ходе которой оценила результаты финансово-хозяйственной деятельности госкомпании и соблюдение порядка управления госсобственностью. Напомним, с апреля 2015 года аэропорт Иркутска перешел из федеральной собственности в собственность Иркутской области.
Ранее пресса уже сообщала некоторые неутешительные выводы проверки, которые прозвучали на заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области. Материалы заседания и результаты самой проверки опубликованы на сайтах областного парламента и Контрольно-счетной палаты региона.
Аудиторы сообщили, что из-за бездействия областных чиновников регион лишился 23 миллиардов рублей, которые должен был получить от федерального центра на строительство аэропорта «Иркутск-Новый». Также, правительство Иркутской области не выполнило обязательства, прописанные в Соглашении с Минтрансом и Росавиацией: пассажиропоток иркутского аэропорта не достиг трех миллионов человек в год, сорваны все сроки и не профинансированы в должном объеме проекты по строительству нового аэропорта, нового аэровокзального комплекса и реконструкции имеющейся инфраструктуры транспортного узла и др.
Общая сумма нарушений, выявленных проверкой, составила почти 411 миллионов рублей. Сюда вошли невыплаченные по решению единственного акционера дивиденды, оставленные Обществу для финансирования хоть каких-то работ по ремонту и модернизации существующей инфраструктуры, а также упущенная выгода из-за размещения свободных денежных средств аэропорта в странных банках, сомнительная благотворительность и другие потери из-за спорных решений менеджмента аэропорта.
Например, при размещении на банковском депозите свободных денежных средств госпредприятия в конце 2018 года, нынешний гендиректор АО «Международный аэропорт Иркутск» Андрей Скуба почему-то согласился на пролонгацию договора с АОКБ «Солидарность», несмотря на понижение процентной ставки с 7,5% до 7% и низкий кредитный рейтинг данной финансовой организации. В то же время, ПАО «Связь-Банк» предлагал 8,6% годовых, что могло принести иркутскому аэропорту дополнительные доходы в размере 4,8 миллиона рублей.
Но значительная часть суммы обнаруженных нарушений, более 108 миллионов рублей, приходится на недополученные доходы от сдачи в аренду площадей аэровокзального комплекса. И в первую очередь, по мнению аудиторов, эти потери связаны с договором аренды всего 10 квадратных метров в вокзалах международных и внутренних воздушных линий иркутского аэропорта под упаковку багажа авиапассажиров.
Доходные «квадраты»
По странному стечению обстоятельств, с 2009 года безраздельной монополией на упаковку багажа авиапассажиров в иркутском аэропорту обладает микропредприятие (по классификации ФНС) ООО «Иркутск-Карго Плюс». Все эти годы оно платило аэропорту за аренду тех самых десяти квадратных метров от 300 тысяч рублей до 685 тысяч рублей в месяц.
Казалось бы, приличные суммы, но, согласно отчету КСП, уже в момент заключения договора с ООО «Иркутск-Карго Плюс» в 2009 году средняя ставка аренды площади в аэровокзалах под упаковку багажа оценивалась в 162,5 тысячи рублей за квадратный метр. То есть, арендатор должен ежемесячно выплачивать арендодателю более 1,6 миллиона рублей. Вместо этого за прошедшие годы арендная ставка для ООО «Иркутск-Карго Плюс» 18 раз уменьшалась и восстанавливалась до договорных значений.
Схема оказалась простой. В конце лета арендатор пишет слезное письмо о снижении пассажиропотока и просит уменьшить стоимость аренды, после чего несколько месяцев, как правило, до конца весны, он платит на 20-40 процентов меньше оговоренной в договоре суммы. Затем арендодатель сообщает арендатору, что ситуация с пассажиропотоком улучшилось и пришло время платить больше. Ставка поднимается до значений, близких к указанным в договоре.
По оценке аудиторов, только за восемь лет, с апреля 2011 года по конец мая 2019 года, АО «Международный аэропорт Иркутск» мог получить за аренду площадей под упаковку багажа более 162,5 миллионов рублей. Однако, ООО «Иркутск-Карго Плюс» за 8 лет заплатило чуть более 54,3 миллиона рублей. Таким образом, сумма недополученных госкомпанией доходов превысила 108,2 миллионов рублей.
Чтобы понять, насколько такие расчеты обоснованы экономически, надо иметь в виду, что из аэровокзала международных авиалиний иркутского аэропорта ежемесячно, в среднем, вылетает 26,6 тысяч человек. Из аэровокзала внутренних авиалиний ежемесячно, в среднем, вылетают 67,7 тысячи человек. Стоимость упаковки одного места багажа составляет 450 рублей.
Даже если предположить, что упаковать багаж нужно всего пяти-шести пассажирам из ста (5-6 %%), такой услугой за месяц, в среднем, воспользуются порядка 5 тысяч человек. Таким образом, выручка упаковщиков составит 2 миллионов 250 тысяч рублей в месяц, 27 миллионов рублей в год и 216 миллионов рублей за восемь лет – ровно в два раза больше, чем сумма недополученных аэропортом доходов от этого арендатора.
Так кто же эти прекрасные люди, которые уже десять лет упаковывают багаж авиапассажиров в Иркутске, что называется, «за долю малую»?
«Короли» упаковки
Крупнейшая открытая база данных по российским юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на портале «Rusprofile.ru» выдает одного единственного владельца компании ООО «Иркутск-Карго Плюс». Это известный местный предприниматель Игорь Островский. Но так было не всегда.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, через семь месяцев после победы на выборах губернатора Иркутской области Сергея Левченко, в мае 2016 года, совладельцем ООО «Иркутск-Карго Плюс» стал Владимир Матиенко – на тот момент депутат Законодательного собрания Иркутской области, а также бессменный президент Федерации хоккея с мячом Иркутской области.
В ноябре 2017 года Матиенко досрочно сложил с себя полномочия депутата, а декабре того же года, с подачи чиновников областного правительства, он вошел в совет директоров АО «Международный аэропорт Иркутск». В начале июля 2019 года Владимир Матиенко неожиданно вышел из состава учредителей ООО «Иркутск-Карго Плюс». Это странным образом совпало с окончанием проверки Контрольно-счетной палаты в АО «Международный аэропорт Иркутск».
Матиенко фигурирует в отчете КСП и по другому поводу. В начале 2018 года иркутский аэропорт сделал пожертвование в размере одного миллиона рублей в адрес Федерации хоккея с мячом Иркутской области на проведение детских соревнований.
В связи с тем, что руководитель Федерации на тот момент являлся членом совета директоров госкомпании, договор пожертвования, как и договор аренды с ООО «Иркутск-Карго Плюс» расцениваются как «сделки с признаками заинтересованности». А это, по словам аудиторов, уже влечет неблагоприятные последствия для аэропорта.
«С широко закрытыми глазами»
Итак, в течение десяти лет руководство иркутского аэропорта закрывало глаза на более чем странные отношения с единственной компанией, оказывающей слуги по упаковке багажа. Генеральные директора и акционеры госкомпании менялись, но договор с ООО «Иркутск-Карго Плюс» заключался и пролонгировался без каких-либо прозрачных конкурсных процедур, а его стоимость не пересматривалась в течение всех этих лет даже с учетом инфляции.
Между тем, только за последние два года пассажиропоток иркутского аэропорта вырос на 30% . Можно лишь догадываться о реальных потерях госкомпании на бизнесе частных лиц по упаковке багажа авиапассажиров. Но даже после жестких выводов аудиторов КСП Иркутской области относительно этой ситуации, нынешнее руководство АО «Международный аэропорт Иркутск» до сих пор не предприняло никаких попыток исправить ситуацию.
Что же касается самого ООО «Иркутск-Карго Плюс», то формально компания и вовсе «дышит на ладан». Судя по открытым данным Федеральной налоговой службы РФ, на которые ссылается «Rusprofile.ru», за 2018 год среднесписочная численность работников этого предприятия оказалась всего 0 (ноль!) человек.
За тот же 2018 год выручка составила 11,3 миллиона рублей, аренда обошлась в 6,7 миллиона рублей, а в качестве налогов, сборов и страховых взносов предприятие выплатило государству всего 810 тысяч рублей, то есть, порядка 7% от оборота.
Несмотря на такую низкую налоговую нагрузку, ООО «Иркутск-Карго Плюс» официально декларировало за 2018 год убыток более чем в 1 миллион рублей. Эксперты не исключают, что и в предыдущие отчетные периоды компания формально не блистала хорошими финансовыми показателями, но это смогут выяснить лишь компетентные органы. Возможно, тогда и станет известно, кто же упаковывает багаж иркутских авиапассажиров все эти годы, если в компании, формально, нет сотрудников, кроме директора, а также найден ответ на вопрос «Кому выгодно держать стоимость аренды для ООО «Иркутск-Карго Плюс» на минимальном уровне?».
Впрочем, надо отметить, что до сих пор ни органы прокуратуры, ни следственные органы СКР и транспортной полиции, не проявили интерес к ситуации в иркутском аэропорту. Несмотря на выявленные аудиторами нарушения, правоохранители не ведут никаких проверок, никаких расследований. А это уже наводит на мысль о том, что кто-то в правоохранительных органах региона напрямую заинтересован в многомиллионных финансовых утечках из бюджета АО «Международный аэропорт Иркутск». Но это неточно…