Эту, произошедшую полтора года назад, историю я почти забыл. По крайней мере, так думал. Но стартовавший в регионе конкурс "Семь чудес Забайкалья" заставил меня вернуться к теме душ Цугольского дацана… Теме загадочной, если не сказать: сказочной!
На ловца и зверь…
Эта история началась в январе 2008 года с разговора с Сергеем Гридневым - главным специалистом краевого Управления пресс-службы и информации. Мне, студенту-религиоведу, везло. "Зверь бежал на ловца". Новости сыпались одна за другой. Вот и Сергей передал мне диск с фотографиями, присланными в администрацию из Цугольского дацана. "Тут на снимках что-то не понятное", - многозначительно добавил он. Я поблагодарил и сунул диск в сумку, чтобы забыть о нём до вечера. Но когда на мониторе компьютера открылись снимки, сделанные в 2007 году в старейшем буддийском монастыре Забайкалья, я, силясь сохранить скепсис Фомы неверующего, всё же не мог поверить своим глазам. На фотографиях была запечатлена установка и освящение восьмиметровой статуи будды Майдари. Но не только красота фигуры поразила меня, а и то, что большинство снимков были покрыты множеством прозрачных кружков, словно витающих в воздухе. Разные по размеру, они имели, четкую и гармоничную структуру. "Где-то я это уже видел", - мелькнуло в голове.
К фотографиям прилагался текст, в котором подробно описывалась история статуи, впервые установленной в Цугольском дацане в 1897 году. Однако в 1930-е годы советские власти закрыли монастырь, а одну из его главных реликвий - будду грядущего Майдари - сначала перевезли в Улан-Удэ, затем в Ленинград, где она хранилась до начала 1990-х в Музее религии. В 1992 святыня вернулась в стены родного дацана, и её разобранные части ещё около 15 лет простояли на втором этаже дугана. Лишь в 2002-м году шэрээтэ (настоятель) Цугольского дацана Абида-лама при финансовой поддержке администрации округа начал строительство сумэ - нового "жилища" Майдари. Тогда под руководством улан-удэнского мастера Баира Дармаева началась и реставрация статуи.
Долго кочевавший по стране памятник нужно было освятить, заложив внутрь будды реликвии - шун. Этим и занялись одновременно с реставраторами буддийские монахи. Прихожанин Чимит Максаров снимал ход работы на цифровую камеру. Он и сделан снимки, просмотрев которые, я задался вопросом: "Что это?"
В поисках разгадки
Несколько дней я пересматривал снимки, пытаясь найти разумное объяснение увиденному. Круги - разные по размеру, прозрачные, с одинаковой структурой. На одних фотографиях их не было, на других - лишь один-два, зато некоторые были сплошь усыпаны ими.
Что это? Солнечные блики? Отражение капель дождя, оставшихся на стёклах сумэ? Эта версия разлетелась в пух и прах, когда я нашел кадр, на котором было видно, что за окнами ночь. О том же говорилось и в приложенном к фотографиям тексте: "Часто приходилось работать по ночам". Если работали ночью, - значит, снимали со вспышкой. Статуя позолоченная, могли быть блики? Эта догадка показалась основательней, но нет, - нашлось фото деревянного трона и потолка. Они бликовать не могли, но и здесь было множество загадочных кругов. Проектор? Photo-shop? Но зачем? Если бы ламы гнались за сенсацией, они передали всё это в центральные газеты или на телевидение, но ни в краевую администрацию, где их работа могла бы просто затеряться в бумагах и волоките?
Начал всматриваться в рисунок круга, который, повторюсь, был одинаков на всех снимках и что-то мне смутно напоминал. Где я это видел? Через пару дней меня осенило: из памяти выплыл орнамент ткани, которой были обшиты стены в одной из комнат Агинского дацана, где я беседовал с Дид Хамбо ламой Цыреном Дондукбаевым. Схожий рисунок я обнаружил и на танка - священных буддийских рисунках. Главный же сюрприз преподнесла "Энциклопедия символов", на одной из страниц которой красовалась эмблема - символ души в буддийском искусстве.
Итак, ламы, сталкиваясь с подобными явлениями и находя для них религиозное объяснение, фиксировали их в живописи, обозначая таким образом душу. С этим выводом я и отправился в Цугол.
После нескольких часов пути машина остановилась возле ворот Цугольского дацана. Меня встретили настоятель монастыря Абида-лама и прихожанин Чимит Максаров. "Это души, - заявил шэрээтэ после того, как я перечислил свои догадки. - Души лам Цугольского дацана, которые возрадовались тому, что мы вернули им Майдари. Мы вложили внутрь святыни, и статуя ожила, а души успокоились. Их больше не будет на снимках". "Да, - согласился Ч. Максаров. - И это уже не первый случай. Когда я принимал участие в освящении установленной в Могойтуйском районе ступы, над ней кружили вороны, чуть выше - лебеди, а на самом верху - такой же по форме, но при этом огромный круг".
Всё это я слушал, стоя в сумэ. Надо мной возвышалась восьмиметровая статуя будды Майдари. На всякий случай, несмотря на слова Абида-ламы, я продолжал фотографировать будду, смутно надеясь на чудо. И хотя круги на снимках так и не появились, чудо я увидел: это был сам будда и его полуоткрытые миндалевидные глаза, словно хранящие некую тайну. Тайну душ Цугольского дацана…
Пыльное дело
Со временем я стал натыкаться на новые снимки с всё теми же загадочными кругами. "Пятна" оказались на фотографиях, сделанных известным буддийским художником Николаем Дудко в тибетском городе Лхаса. Ими были усеяны снимки, снятые моей сестрой Катей Филатовой на кладбище мусульманских муфтиев североафриканского Туниса. Круги появились и на фотографиях одного из залов Бутинского дворца в Нерчинске.
Интересную историю рассказала Анна Горбунова - заместитель начальника краевого Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю. На фотографиях с юбилея одного из ее коллег тоже "летали души". Души и банкет? Какой вздор! Но нет, объяснение нашлось: праздник проходил в кафе цокольного этажа дома номер 68 по улице Амурской, где в 1938 году был один из застенков НКВД. Там замучили многих буддийских монахов.
Появились и новые подтверждения озвученной выше версии. Так, на кадрах, сделанных в Сеуле профессором ЧитГУ Мариной Фоминой, помимо кругов были ещё и шары-фонарики с всё тем же символом души. По словам Марины Николаевны, "эти снимки сделаны во время ежегодного дня памяти усопших, а фонари, которые в ходе торжества корейцы отпускают в воздух, символизируют души покойников".
Нашлось, разумеется, место и для скептиков. Каких только версий они не предлагали! И испачканный объектив (видимо, с одинаковыми пятнами на десятке фотоаппаратов!), и намерзший иней (в африканском Тунисе!). Знакомые химики-физики молча разводили руками. И уже казалось, что всё - чудо! Но приятель-фотограф предложил свой, простой и логичный, ответ: "Это пыль!".
Как рассказал знакомый, во время съемки со вспышкой бывает, что парящая в воздухе пыль отсвечивает, и получается эффект "кругов". "Поэтому "круги" на всех кадрах разбросаны, - заметил фотограф. - Ведь пыль всё время перемещается, а не висит статично в воздухе. Это известный эффект. Его описание можно найти в любой книге о фотооптике". "Но ведь некоторые, к примеру, тунисские, снимки сделаны без вспышки", - сопротивлялся я.
Вечером того же дня, смотря документальный фильм Леонида Круглова "Возвращение великого шамана", я услышал историю тувинской шаманки Дежит-Тожу: "Когда я начинаю камлать, то сижу и играю на хомусе. Слушаю, как он поет… Сначала в глазах совсем темно, а потом проявляются мелкие точки, круги. Начинают мелькать, как крупный град. Вижу: это - духи-помощники. Узнаю каждого, и больше града нет".
Спустя полтора года, на проекте "Семь чудес Забайкалья" я немедля проголосовал за Цугол, хранящий если и не удивительные тайны, то, уж точно, прекрасные сказки.
Экстра-справка
Цугольский дацан - один из старейших буддийских монастырей Забайкалья. Основан в 1826 году. Большой популярностью здесь пользовалась философская школа Цаннит (Чойра), открытая в 1850 году. В 1869 году в дацане начато преподавание медицины. При монастыре печаталась буддийская религиозная литература.
Фото из Цугольского дацана. Снимок покрыт множеством прозрачных кружков, словно витающих в воздухе.
Илья Баринов
<p align=right><a target=_blank href=http://zabmedia.ru/?page=articles&text=1427>"Экстра"</a></p>