Мэр Чунского района Валерий Тюменцев: Во власти нужнее тот, кто делает

Во власти нужнее тот, кто делает

Казалось бы, нет таких вопросов, которые бы за 10 с лишним лет журналисты не задали мэру района. Но при подготовке к каждому новому интервью выясняется, что со времени последней беседы с мэром появилось столько новых тем, столько изменений, что даже вопросы из разряда традиционных звучат по-новому, как и ответы на них. Сегодняшнее интервью с мэром района Валерием Тюменцевым – очередное тому доказательство.

Корр.: Валерий Григорьевич, на днях исполняется два года с того дня, как Вы были избраны мэром района в третий раз. Расскажите, пожалуйста, в общих чертах об итогах двухлетней работы.

Валерий Тюменцев: В работе в первую очередь ориентируюсь на выполнение своих предвыборных обещаний. Многие из них уже сдержал. В том числе и те, выполнение которых зависело от финансирования из области. Обещал лесогорцам детский сад – сегодня мы его достраиваем. Обещал дополнительные группы – мы их открываем по нескольку в год. Решается вопрос по мосту в Веселом, началось строительство школы в Новочунке. Зимой в домах тепло. Самому оценивать эти итоги несколько сложно, поэтому я ориентируюсь на оценку населения. А здесь главный критерий – обращения и жалобы. Их стало не просто значительно меньше, они стали менее острыми – значит, снизилась и острота вопроса. Люди реже обращаются по поводу жилищно-коммунального хозяйства, мест в детских садах, состояния дорог – примеров можно привести множество.

Корр.: Второй год в области реализуются программы под брендом «народный». Как Вы оцениваете эффективность действия этих программ в муниципальных образованиях района?

В.Т.: Я хочу подчеркнуть: речь идет именно о дополнительных средствах, выделенных из областного бюджета. Этих денег не было в бюджетах муниципальных образований, поэтому и не было возможности решить ряд проблем. Участие в «Народном бюджете» 2011 года и «Народных инициативах» 2012-го позволило нашим поселениям закупить коммунальную и дорожную технику, подправить дороги, установить уличное освещение, приобрести пожарное оборудование, обновить оснащение спортклубов, досуговых центров, школ и детских садов. Самим все это выполнить было бы нереально. Как именно потратить средства, жители решали на сходах. Считаю, решения были приняты продуманные и верные. А вторым шагом было доказать на уровне области, что району нужна именно такая сумма. В Иркутской области есть территории, которым финансирование выделено на порядок меньше, чем нам – значит, доказать не сумели. Конечно, программы «закрыли» далеко не все наши потребности, но, думаю, эта практика продолжится и в следующем году, а администрация района сделает все, чтобы выделенные суммы были достойными. За два года дополнительно мы получили больше 30 миллионов рублей.

Корр: Какова позиция районной администрации в отношении военной части, которую после расформирования военные передают в ведомство муниципалитета?

В.Т.: Военное ведомство решило проблему только для себя – расформировало воинские части. Но там осталось население, которое фактически брошено на произвол судьбы, хотя министерство обороны должно было выполнить перед ними все обязательства. В зиму из 130 жителей городка останется 60 человек, из них 30 утратили связь с Министерством обороны. Это гражданские и уволенные в запас без предоставления жилья. Зимовать в городке остаются и дети, в том числе школьного и дошкольного возраста. Жилье, котельная, клуб, детский сад либо разукомплектованы, либо требуют капитального ремонта. До недавнего времени на котельной не было запаса угля. До 1 декабря войсковая часть будет расформирована, техника изъята, в том числе и вахтовый автомобиль «Урал», на котором жители могли выехать в Октябрьский и Чуну, на этой же машине детей возили в школу. Дорога после расформирования остается бесхозной. Все эти проблемы военные оставили муниципальным властям, хотя должны были сами позаботиться о людях.

Сразу хочу сказать: мы не допустим, чтобы жители военного городка остались без тепла, воды, света, дорог, образования и медицинского обслуживания. Мы просто обязаны сделать все возможное. О ситуации в подробностях доложено губернатору, к решению проблемы подключилось Правительство Иркутской области. О нашей военной части знают и на уровне федерации: мы не только обратились к Президенту, но буквально потребовали вмешательства. Результаты есть: добились поставки в часть трехмесячного запаса угля и гарантии прохождения отопительного сезона. Организация быта, жизнеобеспечения, даже судьба этих людей станет первым испытанием, первой трудной задачей для нового главы Октябрьского МО, которого выберет население.

Корр.: Недавно в Иркутске прошло совещание по проблемным вопросам лесного комплекса района. Какие решения были приняты на совещании?

В.Т.: Эти вопросы мы озвучивали постоянно, только в 2011 году в Правительстве области прошло девять совещаний по проблемам наших лесопромышленников. Но при новом министре лесного комплекса такое совещание было первым, и прошло оно по нашей инициативе. В нём приняли участие также и представители министерства, Агентства лесного хозяйства, таможни, Восточно-Сибирской железной дороги, правоохранительных органов. Главная его цель – рассмотреть общие проблемы лесников на примере Чунского района и выработать пути их решения. Это ценовая и тарифная политика, взаимодействие с железной дорогой, аренда участков лесного фонда, утилизация отходов производства. По итогам совещания принято решение создать межведомственную комиссию по вопросам предотвращения незаконной заготовки и оборота древесины. В ближайшее время в район прибудут представители Агентства лесного хозяйства и Управления внутренних дел для встречи с арендаторами по вопросам лесопользования.

Сам я крайне негативно отношусь к политике федерации в отношении лесного комплекса, и это не только мое мнение. Последствия этих решений нам одним не устранить, поэтому нужно постоянно будировать эту тему, требовать и добиваться. Несколько обнадеживает то, что новый губернатор хорошо понимает проблемы лесников, и одним из его первых шагов было поручение министру лесного комплекса детально изучить обстановку. Сегодня разрабатывается программа размещения в области, в том числе и в Чунском районе, новых предприятий по глубокой переработке древесины, также готовятся предложения по модернизации производственных мощностей. Надеюсь, что результат будет.

Корр.: Районный бюджет по-прежнему очень зависим от поступлений из области, поэтому в районе ждали сентябрьской сессии областного Законодательного Собрания, где должна была решиться судьба нескольких социально важных проблем Чунского района. Оправдались ли эти ожидания?

В.Т.: Безусловно, оправдались. Всего Чунскому району дополнительно выделено около 80 миллионов рублей. В том, что наши проблемы услышали и согласились помочь, заслуга как администрации района, так и депутатов Законодательного Собрания. Назову основное. Во-первых, решена проблема новой кровли Дома культуры «Победа» – на эти цели выделено почти 9 млн. рублей. Добивались мы этого почти два года. Во-вторых, свыше 2,5 миллионов выделено на проектирование пешеходного моста в п. Хоняки. Кстати, это тоже было одним из моих предвыборных обещаний. В-третьих, на 12 млн. рублей профинансированы работы по разработке схем территориального планирования наших поселений. А по программе реструктуризации задолженности в Пенсионный Фонд район дополнительно получит более 12 млн. рублей. Все это очень важные позиции для района и его населения.

Корр.: Недавно Вы заявили о том, что намерены жестко поставить вопрос утилизации и переработки отходов пиления перед лесопромышленниками района. На Ваш взгляд, решаема эта проблема?

В.Т.: Думаю, проблема решаема. Возникла она из-за того, что закрылись гидролизные заводы, куда отходы отправляли на переработку, а Лесогорск теперь отапливается не щепой вперемешку с мазутом, а углем. Отходы стали не нужны, утилизировать их некуда, ими завалены и нижние склады предприятий, и зеленая зона поселков. Полигон в районе есть, там вынуждены принимать и сжигать отходы пиления, но он создавался под бытовой мусор и просто не рассчитан на такие объемы.

Понимая, что без переработки не обойтись, мы не раз пытались привлечь в район инвесторов. К сожалению, все визиты и переговоры не закончились ничем конкретным. А отходов становится все больше. Выход нужно искать срочно. Я вижу два варианта решения. Первый – это создание лесопромышленными организациями какого-либо совместного предприятия по переработке отходов. Тогда будет проще закупить дорогое оборудование для этой цели. Второй вариант – совместное строительство полигона под утилизацию. Это тоже очень затратно, полигон обойдется в сумму до 30 миллионов рублей, в бюджете района нет таких денег. Задача администрации – объединить лесников для решения общей проблемы, помочь оформить земельный участок, помочь все организовать и создать условия. Мы обязательно соберемся, все обсудим и придем к какому-то решению. За нас это не сделает никто.

Корр.: В последнее время Вы не раз поднимали вопрос о состоянии в районе системы оповещения населения, о необходимости финансового резерва на эти цели. С чем это связано?

В.Т.: Район находится в зоне рисков как природного, так и техногенного характеров. Ежегодно мы сталкиваемся с проблемой лесных пожаров, периодически возникает угроза подтопления, не исключены аварии на объектах коммунального хозяйства, промышленных предприятиях. Чрезвычайные ситуации в районе возникали не единожды, но мы ни разу не допустили гибели людей и потери имущества. В то же время у всех на слуху обратные примеры Крымска, Патрихи, Куйтунского и Братского районов. Одной из главных причин явилось незнание людьми элементарных правил безопасности. Я считаю, какой бы стабильной ни была ситуация в Чунском районе, население должно четко понимать, что такое сигнал тревоги и что надо делать после него. Уверен, если сегодня в каком-нибудь поселке дать такой сигнал, люди просто растеряются. Поэтому периодически нужно проводить обучение и инструктажи, плотно работать с каждым жителем. Недавно эту тему мы обсуждали на заседании Совета глав муниципальных образований. Им рекомендовано создать резервный фонд на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Также мы договорились о приобретении в 2013 году систем оповещения и создании единой диспетчерской службы, которая бы постоянно контролировала все эти вопросы.

Корр.: Насколько, по Вашей оценке, Дорожный фонд помог улучшить состояние дорог в муниципалитетах?

В.Т.: Фонд действует первый год, но эффект мы уже ощущаем. На ремонт внутримуниципальных дорог району выделено свыше 12 миллионов рублей, которые были распределены по поселениям. Все увидели и оценили новый асфальт в Чуне, обновленные дороги и тротуар в Лесогорске, отсыпку улиц в Октябрьском, Веселом, Таргизе, Новочунке, Каменске, других поселках. Посмотрите – дороги ремонтируют даже в Парчуме, где отсыпки не было много лет. Освоение средств идет хорошими темпами. Безусловно, за один год капитально отремонтировать все дороги не получится, но постепенно в порядок мы их приведем, как за счет Дорожного фонда, так и за счет собственных средств.

Корр.: На днях стало известно о Вашем решении выделить из районного бюджета миллион рублей на бесплатное питание в школах. Но финансирование бесплатного питания – полномочия области. С чем связано Ваше решение?

В.Т.: На каждого ученика, который нуждается в этой мере поддержки, из областного бюджета выделяется 10 рублей в день. Сумма не менялась с 2007 года. Правительство не раз планировало ее увеличить, но потом начался кризис, с бюджетом возникли сложности, появились другие причины, и решение постоянно откладывалось, несмотря на многократные просьбы муниципальных властей. В районе положение с бюджетом еще труднее, поэтому мы не могли, хотя и имеем право, увеличить областной стандарт за счет собственных средств. Подобная ситуация и на других территориях. В то же время все понимают, что на 10 рублей в школе хорошо ребенка не накормить, а многие малоимущие семьи не могут нормально накормить ребенка и дома. Нужно учитывать и то, насколько в сравнении с 2007 годом подорожали продукты.

Мы неоднократно просчитывали, во сколько обойдется бюджету увеличение стоимости питания хотя бы на 5 рублей в день. Это не выглядит значительным только на первый взгляд. Детей-льготников у нас много, и годовая потребность приближается к 3 миллионам. Сумма внушительная, в бюджете найти ее трудно, но мы на это пошли. С 1 октября дети питаются на 15 рублей, на следующий год эти затраты также будут заложены в бюджет района. Если областное Правительство примет аналогичное решение, то сумма увеличится еще.

Корр.: Весной этого года, во время визита в район министра социального развития Владимира Родионова, появилась информация о будущей передаче лагеря «Радуга» в ведение области. На каком этапе сейчас эта работа?

В.Т.: Передачи «Радуги» на область администрация района добивалась давно. Комплекс комфортабельный и большой, задействовали мы его постоянно, но его содержание ежегодно обходилось бюджету в полтора миллиона рублей. К тому же зданиям комплекса требуется капитальный ремонт, что обошлось бы в 200 миллионов. Местный бюджет просто не в состоянии пойти на такие траты. Договоренность о передаче лагеря была достигнута еще когда губернатором был Тишанин. Предполагалось восстановить лагерь на областные деньги и вместе с администрацией района определить его дальнейшее назначение. К сожалению, из-за смены губернатора мы ничего так и не успели сделать, но продолжали работать с областью. В этом году начались подвижки. В лагере побывал министр социального развития, опеки и попечительства Владимир Родионов, совместно с администрацией района проведено обследование действующих и недействующих корпусов и территории. И буквально на днях стало известно о положительном решении губернатора. В скором времени лагерь перейдет в областную собственность, в областном бюджете на 2013 год будут заложены средства на его капитальный ремонт. Для района это не означает потерю лагеря. Он остается на нашей территории, будет отремонтирован и сохранит свое социальное предназначение. К тому же для работы в комплексе будет создано около 80 новых рабочих мест. Считаю, передача была единственно верным решением.

Корр.: Как Вы оцениваете подготовку к отопительному сезону в этом году? Принесла ли должный эффект передача коммуникаций п. Чунский в эксплуатацию ООО «Центральная котельная»?

В.Т.: Подготовка прошла без срывов – надо отдать должное и руководству котельных п.п. Чунский и Лесогорск, управляющим компаниям и другим коммунальным службам. В этом году на подготовку к зиме из всех источников затрачено свыше 31 миллиона рублей, что составляет 133% от плана. Тепло людям дали вовремя, запас топлива на всех котельных есть. Многое сделано и по объектам социальной сферы: в нескольких сельских школах и досуговых центрах заменено котельное оборудование, отремонтированы сети. Что касается сетей тепло- и водоснабжения в п. Чунский, то уверен, что их передача «Центральной котельной» даст положительный эффект. Ранее за технологический процесс, который, по сути, должен быть единым, отвечали разные организации, разные люди. Разве получится что-то хорошее, когда теплоисточник в одних руках, а сети – в других? В итоге коммуникации все больше и больше приходили в негодность, на них буквально паразитировали какие-то посредники, тарифы росли, а работы не было. Коммуникации ветхие, требуют больших вложений, и через год-два их состояние могло бы привести к ЧС. Тема не раз обсуждалась на совещаниях и на сессиях районной Думы, передачи сетей мы несколько лет безрезультатно добивались от прежнего главы поселка. Новым главой такое решение принято.

Корр.: Удается ли в Чунском районе придерживаться плана ликвидации очередности в детские сады?

В.Т.: Из всех социальных задач и на уровне федерации, и на уровне области и района на сегодня эта задача - первая. Считаю, в Чунском районе в рамках наших полномочий и возможностей она выполняется успешно. Вот несколько цифр: на 1 июня у нас насчитывалось 527 детей-очередников, на 1 сентября их оставалось 152. В Чуне ждут места только 13 ребятишек, которые встали в очередь совсем недавно, в Лесогорске – 80, в Октябрьском – 49.

Справились мы главным образом за счет открытия дополнительных групп. Недавно открылись две группы в детском саду №1 п. Чунский, в скором времени сдаем пристрой к детскому саду №16 в п. Лесогорск, в этом же садике также откроется дополнительная группа. Итого – порядка 60 мест при потребности в 80. До конца года еще одна группа появится в Октябрьском д/с № 9, что сократит очередность в этом поселке вдвое.

На сегодня проблема практически решена, но завтра она может возникнуть снова. Нужно думать о будущем, поддерживать достигнутый результат. В ближайших планах – перепрофилирование нескольких начальных школ, которые ранее были садами. Второе направление – район вошел в программу строительства модульных детских садов. Садики на 110 мест каждый должны появиться в Октябрьском и Чуне. Деньги на это выделяет область, каждый садик обойдется больше чем в 150 миллионов рублей. Софинансирование из бюджета района составит около 60 миллионов! Сумма для нас, скажу прямо, огромная. Но если бы мы отказались от участия в программе, шансов построить детсады у нас больше бы не было. Удачно то, что в области вошли в наше положение и согласились уменьшить процент софинансирования. Очень надеюсь, что со строительством садиков все получится.

Корр: Расскажите, пожалуйста, о действующих в районе социально важных областных проектах и программах, которые требуют софинансирования из местного бюджета.

В.Т.: Софинансирование любой программы, в которую вступает муниципалитет, - это обязательное условие. Из местного бюджета «доплачивается» от 5 до 15% от выделенной суммы. Эти средства не всегда просто найти, но нельзя упускать возможности получить деньги на капитальные ремонты, строительство, приобретение инвентаря, социальное направление. Как пример можно привести программу «100 модельных домов культуры», в которую вошли ДК «Родник», Центр театрального творчества «ЛиК» и районный Дом культуры «Победа». Можно назвать программу «Молодым семьям-доступное жилье», по которой свидетельства получили 28 семей. Еще один видимый всем результат – действие программы модернизации здравоохранения. В больницу в течение двух лет поступает новое современное оборудование, в здании детской консультации завершается капитальный ремонт. То же самое можно сказать о программе модернизации образования, жилищно-коммунального хозяйства и так далее.

Сейчас в районе действует 30 программ разной направленности, из них 7 областных и 23 муниципальных. Далеко не все они в последние годы финансируются на 100%, многие из-за финансовых сложностей приостанавливаются или закрываются. Это касается и региональных, и местных программ. Поэтому считаю верной такую позицию: все программы нужны, но из них надо выбрать необходимые и сосредоточить финансирование на них. На уровне муниципалитета так и было сделано. Речь идет о 12 программах, в том числе по борьбе с туберкулезом, наркоманией, профилактике преступности – о том, что нельзя перенести или отложить. В итоге на муниципальном уровне выполнение программ составляет свыше 40%. Согласен, не 100%. Но недавно я был сильно удивлен, когда услышал выступление премьера Дмитрия Медведева. Оказывается, федеральные программы выполнены всего на 16%! В сравнении с этой цифрой наши 40 с лишним процентов, наверное, хорошо.

Корр.: С 1 января Чунская ЦРБ, как и все больницы Иркутской области, передается с муниципального уровня на областной. Что изменится после передачи в режиме работы и объеме медицинских услуг?

В.Т.: Вопрос этот волнует всех – и население, и медработников. Хочу успокоить всех – больница будет работать в прежнем режиме. Изменения, и изменения положительные, произойдут только в части финансирования, потому что средства на здравоохранение будут выделяться уже не из дотационного местного, а из областного бюджета. В районе уже есть несколько подобных примеров. В область мы передали школу-интернат, Лесогорский социально-реабилитационный центр, и позитивные изменения там налицо. Что касается зарплаты медиков – никакого снижения не будет. Я бы сказал так: в финансовом и управленческом плане наша больница станет намного ближе к министерству здравоохранения, и область просто не позволит себе снизить планку.

Корр.: В мае регион возглавил новый губернатор, произошли кадровые изменения во многих региональных структурах. Оказало ли это влияние на давние и продуктивные рабочие отношения между администрацией Чунского района и областью?

В.Т.: Проблемы во взаимоотношениях с областью у администрации района не было никогда, к району относились и относятся положительно. У меня уже была встреча с губернатором Сергеем Ерощенко, с новыми министрами и их заместителями. Думаю, какие бы перемены ни происходили в кадровом составе, важнее всего проявить инициативу, сделать первый шаг, чтобы обозначить вопрос и приступить к его совместному решению. Пример, о котором я говорил выше – встреча нового министра лесного комплекса с представителями Чунского района. Инициатива исходила от нас, а раз мы остается неравнодушными, говорим о проблемах, ищем решение, то и относиться к нам будут соответственно. Еще один пример – недавно прошедшая областная выставка «Земля Иркутская», где участвовали 30 муниципальных образований со всей области. Губернатор побывал на всех экспозициях, включая нашу, и, думаю, победителей определяли с учетом его мнения. С выставки мы привезли второе место и награду – «серебряную звезду». В будущем году будем стараться на «золотую».

Корр.: Муниципальные выборы 14 октября сегодня – тема номер один. За то время, что Вы возглавляете район, глав территорий избирали несколько раз, Вам довелось работать с ними в разные годы – от стабильных до кризисных, оценивать соотношение между способностями человека и требованиями, которые к нему предъявляет время. Каким должен быть глава муниципалитета в условиях сегодняшнего дня, к чему он должен быть готов, что должен знать?

В.Т.: Если говорить о главах, которые руководили территориями эти годы, то в целом их работой я доволен. Отдельные недостатки есть, не без них, но практически всем им хватало одного разговора, чтобы понять, в чем ошибка, и исправить ее. В первую очередь, будущий глава должен понимать, куда он идет и за что ему придется отвечать. Не будет понимания – ничего не получится, будь он, как говорится даже семи пядей во лбу. К сожалению, среди кандидатов есть такие, которые, если спросить их о предстоящей ответственности за целое поселение, его жителей и их благополучие, не смогут ответить, в чем именно заключается роль главы. Не буду говорить о конкретных людях, но такие примеры есть. Для них важнее всего «побыть главой». Второй момент – как и на любых выборах, сегодня присутствуют элементы популизма как среди кандидатов на должность глав, так и среди кандидатов в депутаты. Людям обещают поднять пенсии, зарплаты, построить школу и детский сад, отремонтировать все дороги и решить все и в один момент. Ничего у него не выйдет. Такой человек и сам не понимает, что такое разные уровни власти, полномочия и бюджет, и других обманывает. Так нельзя. Обещаешь – знай, что обещать, и держи слово. Поэтому, прежде чем сделать выбор, нужно не слушать, как кандидат критикует других, а хорошо подумать: что каждый претендент сам сделал для людей, кому помог, как проявил себя в обычной жизни, справится ли с грузом проблем. Критиковать легко, делать – трудно. Во власти нужнее тот, кто делает.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ