Прокуратурой области активизирована деятельность в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
С мая по ноябрь 2009 года в органы прокуратуры всего поступило 207 заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок. Принято 97 решений о согласовании проведения таких проверок, в проведении 110 проверок отказано. К примеру, управлению Росприроднадзора отказано в 13 проверках из 30, управлению Роспотребнадзора в 19 из 42, Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора области в 21 из 46.
Основными причины отказа являются отсутствие оснований для согласования проведения внеплановой проверки, отсутствие документов, подтверждающих основания проведения такой проверки и полномочия контролирующих органов по проведению проверок по конкретному факту нарушения закона, несоблюдение органом контроля требований к оформлению решения о проведении проверки.
Прокурором области внесены представления руководителям управлений Росприроднадзора, Ростехнадзора, Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора области по Иркутской области об устранении нарушений закона при подготовке и формировании заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, по результатам рассмотрения представления 4 должностных лица повлечены к дисциплинарной ответственности.
Прокурорами установлено, что в 27 Уставах муниципальных образований не были предусмотрены органы, уполномоченные на осуществление муниципального контроля. По требованию прокуроров нарушения закона устранены, в Уставы внесены соответствующие изменения, предусмотрены органы муниципального контроля. Также после вмешательства прокуратуры приведены в соответствие с законом 5 нормативно правовых актов органов местного самоуправления регулирующих проведение внеплановых проверок.
Так, прокурором Боханского района опротестовано решение Думы МО «Казачье», которым утверждено Положение по муниципальному земельному контролю. В нарушение требований закона положение не содержало оснований для проведения внеплановых выездных проверок, не были предусмотрены сроки проведения плановых проверок и порядок уведомления о проведении проверки. Также в нем было предусмотрено проведение проверок в соответствии с ежеквартальным планом, между тем планирование должно быть ежегодным.
В 8 муниципальных образованиях области органами исполнительной власти, обладающими контрольно-надзорными функциями, а также реализующими разрешительные процедуры, не издавались соответствующие распоряжения о проведении проверок. Результаты проверок должным образом не оформлялись, должностные лица контролирующих органов не были ознакомлены с должностными регламентами, в некоторых случаях указанные регламенты не были разработаны (Боханский, Осинский, Киренский р-ны и др.) Прокурорами с целью устранения нарушений всего внесено 15 представлений, по результатам рассмотрения которых ,нарушения закона были устранены. Кроме того, объявлено 11 предостережений.
Выявлено 14 случаев, когда контролирующими органами предприниматели не уведомлялись о проведении внеплановой выездной проверки, а также три случая нарушения сроков проведения проверки органами государственного пожарного надзора, инспекторами Роспотребнадзора, ветеринарного надзора. По требованию прокуроров, в судебном порядке такие проверки признаны незаконными.
Прокурором Аларского района было установлено, что управлением Россельхознадзора проверено сельхозпредприятие «Иваническое. За выявленные нарушения хранения сельхозпродукции предприятие привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 тысяч рублей. Вместе с тем, проведение внеплановой проверки на этом предприятии не согласовывалось в органах прокуратуры. В планах управления Россельхознадзора такая проверка не была предусмотрена, предыдущая проверка на этом предприятии проводилась в прошлом году, постановление об административной ответственности вынесено с грубыми нарушениями закона. По результатам рассмотрения представления, внесенного прокурором, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
При рассмотрении прокурором Иркутского района обращения предпринимателей на незаконные действия должностных лиц областного государственного учреждения «Иркутская районная станция по борьбе с болезнями животных» было установлено, что в нарушение Правил оказания платных ветеринарных услуг, прейскурант таких услуг необоснованно расширен. Включены в оплату те услуги, которые не относятся к полномочиям государственной ветеринарной службы, а именно: проверка подлинности сопроводительных документов, отметка штампом, идентификация сопроводительных документов. Также ветеринарная служба необоснованно увеличила на 100 рублей стоимость выдачи справки. По результатам проверки внесены представления руководителю ветеринарной службы Иркутской области и начальнику ОГУ «Иркутская станция по борьбе с болезнями животных». Требования прокурора удовлетворены.
Прокуратурой области выявлены нарушения Министерством здравоохранения Иркутской области срока переоформления лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, а также порядка проведения проверки предпринимательской деятельности с целью решения вопроса в выдаче такой лицензии.
Так, в ходе проведения проверки по обращению и.о. генерального директора ООО «Аптека 36 и 6» было установлено, что вместо переоформления лицензии на вновь открывшуюся торговую точку по розничной продаже лекарственных средств (аптеки), в течение 10 дней, Министерством здравоохранения по Иркутской области незаконно истребовано от предпринимателя предоставление документов на выдачу новой лицензии. В связи с чем, лицензия была выдана только через 30 дней.
При рассмотрении заявления ООО «Аптека 36и 6» о переоформлении лицензии, в связи с открытием нового обособленного пункта в г. Братске, Министерством здравоохранения Иркутской области проведена проверка в ночное время суток. В данном случае, контролирующим органом были грубо нарушены требования закона, в соответствии с которым проверка проводится только во время исполнения служебных обязанностей. По требованию прокурора нарушений закона были устранены, три должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
За нарушение законодательства при организации и проведении проверок у субъектов предпринимательской деятельности по требования прокуроров дисциплинарной ответственности привлечено 7 должностных лиц.
Прокуратурой области сформирован сводный план проведения плановых проверок субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами на 2010 год. Из представленных в органы прокуратуры более 25 тысяч проверок допущено к включению в план только 12 тысяч 879 проверок.
Систематически проверяется соблюдение прав предпринимателей при осуществлении проверок органами внутренних дел. В нарушение требований федерального закона, исключившего из полномочий ОВД проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей, начальники ОВД г. Черемхово и Черемховского района, г. Тулуна и Тулунского района, г. Братска, МОБ УВД по Ангарскому муниципальному образованию продолжали проводить проверки представителей малого и среднего бизнеса.
Несмотря на то, что в марте по результатам рассмотрения представлений прокуратуры области за нарушение законодательства о защите прав предпринимателей к дисциплинарной ответственности были привлечены 14 сотрудников милиции, такие нарушения продолжают иметь место.
В ходе проверки обращений предпринимателей в июле – сентябре были выявлены факты незаконного проведения сотрудниками милиции у субъектов малого и среднего бизнеса проверок и изъятия товара. После вмешательства прокуратуры товар был возвращен, сотрудникам милиции объявлен строгий выговор.
Поскольку до настоящего времени на территории области отсутствует нормативно-правовой акт, предусматривающий механизмы снижения административных барьеров, осуществления государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства с учетом особенностей региона в различных отраслях, прокуратурой области направлены предложения в план законопроектных работ Правительства Иркутской области на 2010 год о разработке закона Иркутской области «О государственной поддержке развития малого и среднего предпринимательства в Иркутской области».
Пресс-служба прокуратуры Иркутской области