В первый день зимы комиссия по контрольной деятельности Законодательного собрания рассмотрела отчеты аудиторов Контрольно-счетной палаты об итогах проверок в трех муниципальных образованиях -- Мамско-Чуйском, Чунском районах и в городе Зима. Досталось всем: аудиторы раскритиковали всех руководителей, у всех нашли нарушения и всех предупредили о недопустимости в дальнейшем жить не по средствам. Реакция обвиненных была разной...
Жизнь на дотации
Мамско-Чуйский район -- административно-территориальное образование настолько специфическое, что смело может называться монорайоном, по аналогии с печально знаменитыми моногородами: вся его экономика была сориентирована на добычу и переработку слюды. Как только слюда стала не нужна ни в экономике, ни в оборонной технике, район начал медленно накрываться медным тазом и задолго до всяких кризисов накрылся в полной мере.
Доходная часть бюджета района в 2009 году была определена в размере 347,8 млн рублей, в том числе по межбюджетным трансфертам из областного центра -- 317,8 млн. Расходы были запланированы в размере 364,2 млн рублей, дефицит составил 16,3 млн. По ходу жизни бюджет в течение года был урезан на 13,5 млн рублей -- за счет сокращения дотаций из областного бюджета и на 2,8 млн -- из-за перераспределения части налогов в пользу того же областного бюджета.
Весь район держится, по сути, на бюджетных организациях да нескольких предприятиях-налогоплательщиках: ООО «Мамская горнорудная компания», ООО «Пищевик», МУП РИО «Мамский горняк», МУП Теплоэнерго, ОАО «Аэропорт Мама», ЗАО «Рифт», однако большую часть налоговых доходов -- 81 процент! -- составляет налог на доходы физических лиц.
Аудиторы уже при проверке процесса формирования бюджета обнаружили нарушения, выразившиеся в том, что чиновники и районная дума не вписали в расходную часть около 14 млн рублей на заработную плату, питание и медикаменты. Если это была попытка сэкономить, то она не удалась. Часть расходов и доходов районного бюджета почему-то не была отражена в бюджете вообще, а районный отдел культуры, присвоив себе функции комитета по управлению муниципальным имуществом, сдал в аренду районный дом культуры «Победа». Незаконная нажива, если верить акту проверки, составила аж 800 рублей...
Гораздо интереснее строчки про выполнение и оплату муниципальных контрактов. Без согласования с районной думой районная администрация 4 сентября 2009 года выплатила со своего счета 570 тысяч рублей за какую-то автомобильную технику. Районная администрация должна более 12 млн в виде недоначисленной заработной платы, более 24 млн -- в виде пени за невыплаченный единый социальный налог, свыше 4,6 млн -- за коммунальные услуги. Всего же просроченные долги района превышают 47,3 млн рублей.
Большие претензии накопились у аудиторов лично к мэру района Владимиру Щапову. Мало того что его труд оплачивался по устаревшему и утратившему свою силу закону области от 2005 года, так еще и документы о размере оплаты своего труда утверждены самим чиновником, а не решением районной думы.
В штате районной администрации нашлось место для такой экзотической единицы, как «заместитель мэра района -- представитель района в федеральных и областных структурах». Выступая на заседании комиссии, Владимир Щапов пояснил, что из-за отдаленности района от областного центра и дороговизны перелетов он счел более правильным иметь в Иркутске постоянного сотрудника, знающего, что называется, ходы и выходы в областных структурах. С житейской точки зрения мэр абсолютно прав, а вот по закону -- увы.
Та же ситуация и с юристами: хотя в штате районной администрации есть юрист, мэр заключил договор с филиалом Иркутской областной коллегии адвокатов «Защита бизнеса», который за скромную мзду в 15 тысяч рублей в месяц представлял интересы района в многочисленных судебных делах по слюдяным предприятиям. Можно было, конечно, поручить это дело штатному юристу, но, не имея судебного опыта, он едва ли бы справился, а тем временем в районе копились бы проблемы, требующие юридической консультации. Даже представитель областной прокуратуры Петр Парцей признал, что администрация области и прокуратура «бросили район на произвол судьбы», но одобрить поступка мэра не мог: не предусмотрено в законах, что судьба района может решаться в суде за тысячу километров!
Но дольше всего мэру трепали нервы за один из видов доплаты к окладу чиновника -- за работу с секретными документами. Это только звучит смешно -- мол, с кем вы там в Мамско-Чуйском районе воевать собрались? -- а по тому же закону (пусть старому, но никем не отмененному) мэр отвечает за мобилизационную готовность людей и предприятий. На время отсутствия мэра допуск должен быть у первого зама и у сотрудников, работающих с документами, -- всего таких в районе набралось десять человек. И вот теперь аудиторы, которые вообще-то работают с бумажками и ни за что ответственности не несут, требуют призвать мэра к ответу: переплатил за девять месяцев 174 тысячи рублей!
Наверное, многих проблем можно было избежать, если бы в районе был свой контролирующий орган, который заранее указал бы мэру: исправь тут и тут. Но его нет, и внешняя проверка исполнения бюджета района за 2008 год не проводилась. Вменив мэру и его администрации 570 тысяч рублей нецелевого расходования и более 30 млн расходования с нарушениями, Контрольно-счетная плата предписала устранить недостатки к 1 декабря. Ответ из мэрии поступил, но не был рассмотрен, так что история, вероятно, будет иметь продолжение.
Иномарка вместо учебников
Отчет аудитора Юлии Махтиной о положении дел в Чунском районе читается трудно -- из-за обилия специфических терминов и на особый манер исковерканного языка. Но когда вчитаешься -- детективы Корецкого и даже Акунина меркнут.
Итак, в структуре районной администрации пять отделов с правами юридических лиц -- и одинокий специалист по спорту с теми же правами. Вопреки всякой логике планы социально-экономического развития района и развития муниципального сектора принимаются после утверждения бюджета, хотя бюджет по своей сути должен опираться именно на эти документы. Более 3,6 млн рублей в бюджете заложено на цели, не относящиеся к ведению муниципальной власти, а именно: «390 тысяч рублей -- на создание музеев муниципального района; 1 млн 280 тысяч рублей -- на мероприятия в области жилищно-коммунального хозяйства; 2 млн 001 тысяча рублей -- на решение иных вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения». При этом 620 тысяч рублей (всего-то) на реализацию программы «Молодым семьям -- доступное жилье» в расходной части бюджета не значились, хотя это как раз обязательно.
В районе 44 бюджетополучателя, для которых открыты отдельные банковские счета. Оно бы, может, и не страшно, если бы на эти счета не попали 26,5 млн рублей, которые никак не были учтены ни в доходной, ни в расходной части бюджета района. То, как администрация распоряжается средствами, должно, вероятно, возмутить жителей района: «На лицевой счет отдела образования администрации в 2008 году поступили средства в общей сумме 380,6 тысячи рублей, из них 342 тысячи -- пожертвования от родителей на нужды учреждения и 2,5 тысячи -- на учебники, которые, в свою очередь, были направлены отделом образования соответственно на... приобретение автомобиля «Тойота Галлопер» (с учетом техобслуживания) и приобретение «настольной книги библиотекаря».
Едва ли родители чунских школьников, жертвуя из своих небольших доходов на нужды отдела образования, имели в виду машину иностранного производства... (Кстати, непонятно, что это вообще за авто, ведь «Тойоты Галлопер» не существует в природе. Есть «Хюндай Галлопер», но как этого «корейца» умудрились в официальных документах сделать «японцем»?! -- ////Ред.////)
Дальше будет не менее чудесно. В бюджете района сумма безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней составила 521,82 млн рублей, в областном бюджете эта же строка почти на миллион рублей меньше. Районный фонд финансовой поддержки поселений в первой редакции бюджета не значился. Когда же его все-таки вписали, его размер составил всего 800 тысяч рублей, вместо расчетных (по закону «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты») 13,8 млн. Четырем из семи имеющихся в районе поселений дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности вообще не достались.
Про то, что район не платит единый социальный налог (так, что сумма долга вместе с пенями и штрафами сейчас превышает 154,5 млн рублей), можно и не говорить -- это у нас, видимо, в порядке вещей. А вот то, что личный шофер мэра получает двойную ставку зарплаты да еще надбавку за бригадирство (в сумме получается более 24 тысяч рублей) -- это, конечно, интересный штрих к портрету района. Других служащих районной администрации тоже не обидели: им переплатили около 3 млн рублей.
Зависть, как учат нас семья и школа, есть чувство нехорошее, недостойное нравственной личности. Поэтому не будем завидовать мэру Чунского района Валерию Тюменцеву -- порадуемся за него. Вопреки постановлению губернатора области мэр получал в 2009 году заработную плату, превышающую даже расчетные 140 тысяч рублей в месяц.
Четыре раза в начале года мэр назначил командировочные себе и своему водителю за поездки, связанные со строительством какого-то храма. Твердо помня, что церковь в России все еще отделена от государства, а мэр не может быть настоятелем (хотя кто его знает...), порадуемся за район: мэр настолько близко к сердцу принимает дела духовные, что ради них даже пошел на небольшое нарушение закона. Позже, правда, вмешались бездуховные аудиторы, и командировочные пришлось вернуть в бюджет. А как все хорошо начиналось: построили храм, согрешили всей администрацией -- и тут же разом покаялись!
Каяться мэру теперь придется в другом месте: его деятельностью живо интересуются не только правительство области и депутаты Законодательного собрания, но и прокуратура. За 143 млн рублей (а именно в такую сумму оценил аудитор нарушения законодательства) люди в синих мундирах могут наложить очень серьезную «епитимью».
Арнольд Ларионов,