Парусная регата "У истоков" прошла в Иркутске

Парусная регата «У истоков» прошла на акватории иркутского водохранилища 4-5 сентября. Она была посвящена юбилею старейшего в Иркутске яхт-клуба «Исток» – ему исполнилось сорок лет. Парусный спорт – это не только соревнования, но и крепкая дружба на десятилетия, и новые семьи, и дети из этих семей, которые потом тоже дружат с парусами.

Ника ПЕСЧИНСКАЯ, специально для газеты СМ Номер один 

Что такое регата?


Небольшой ликбез: оказывается, далеко не все знают, что такое регата. Многим это слово знакомо благодаря мультфильму про капитана Врунгеля, где соревновались яхты «Беда» и «Черная каракатица». Но иркутяне, любуясь с плотины яркими парусами, не всегда понимают: а куда это они поплыли?.. И зачем?

Регата – это соревнования парусных яхт. Обычно она проходит в течение нескольких дней и включает несколько гонок. Понятно, что яхты все разные, и соревноваться между собой им сложно. Иногда их делят на классы, в зависимости от размера, а иногда делают абсолютный зачет. Тогда судьи учитывают все: и потраченное в каждой гонке время, и наличие протестов, и технические характеристики яхты. Таким образом, большие и маленькие яхты могут гоняться на равных. Так было и на этот раз – яхтсмены соревновались в абсолютном зачете.

На старт вышли 23 яхты – это рекорд последних лет. Максим Скоморовский, главный судья регаты, пояснил, что это как раз связано с юбилеем яхт-клуба – участники таким образом проявили уважение. Но наверняка пандемия тоже сказала свое слово. Из-за коронавируса, который непременно летал бы между яхтами и заражал спортсменов, первые соревнования летнего сезона-2021 пришлось отменить. Думается, что участники соскучились по гонкам и не упустили возможность выйти на старт.

Также удачным стало время проведения.

- Хотя сам клуб уже создан давно, но гонка «У истоков» – довольно молодая, мы проводим ее всего четыре года, - говорит Максим Скоморовский, - почему она проходит именно в это время года? Еще достаточно тепло, но уже есть ветер. В конце сентября проходит закрытие сезона «Бархатная осень», и вот там бывает много ветра и мало солнца. В прошлом году на «Бархатке» было много порванных парусов и поломок. А сейчас, видите, ветер довольно хороший, но есть солнце, очень красиво. Погодные условия в эти дни – очень хорошие.

Да, наличие ветра – это главное условие, в штиль гонки часто сокращают или отменяют. А в этот раз удалось провести все задуманное.


Трое в лодке, не считая журналиста

Стартовали участники в субботу утром. Погода просто завораживает: переменчивые облака то мчатся по небу, то разбегаются, открывая солнце. Вид – словно с картины: яркие паруса, синь воды. Это не передать даже на самых лучших фото, это надо видеть.

К счастью, представителям прессы это счастье выпало: организаторы всегда охотно приглашают пишущих и снимающих. Мне досталось место на яхте «Эверест». Наш капитан Сергей Алексеев – опытный и очень добродушный. Команда у него – малоопытная, как смеются сами участники, к тому же очень маленькая: всего трое вместе с капитаном. Я – не в счет. Как будем справляться?

- Под опытным руководством нашего капитана все будет отлично! – заверяют помощники. Я свою задачу оценила просто: главное – не мешать.

К назначенному времени все участники выстраиваются вдоль стартовой линии, стараясь занять место поудачнее. Но это сделать очень сложно, яхты не стоят на месте, а постоянно движутся. Ровно в десять прозвучал сигнал, и яхты рванули вперед, как стая борзых. Только успевай фотографировать!

Но это делать не так-то просто: только выберешь ракурс – как команда готовится к повороту. Получить гиком по голове – удовольствие не из приятных, и мне приходилось прятаться в каюту.

К тому же яхта периодически сильно кренилась набок, и надо было ее откренивать. Это значит – тем, кто не занят, садиться на противоположный борт, создавая перевес. Я очень боюсь крена и охотно ползала туда-сюда, словно шпион, уворачиваясь от ног матросов. Я поражаюсь, как они спокойно ходят по палубе, когда она под углом сорок пять градусов? Лично мне было очень страшно. Но капитан только смеялся:

- Опрокинуться яхта не сможет! Она сделана по принципу неваляшки, центр тяжести всегда будет внизу. Тут самое главное – не свалиться за борт, другой опасности нет.


Соперники ветра


Капитан действительно знал свое дело. Мы очень удачно стартовали, хорошо прошли первый знак. Маршрут – от яхт-клуба «Исток», который находится в районе Ново-Разводной, и Солнечного, там вдоль плотины до Якоби, и снова к «Истоку». Таких два круга – первая гонка. Вдоль берега стояли и смотрели люди. Они не улыбались и не махали. Наверное, пытались понять, что здесь происходит. Кое-кто из участников уже запутался в парусах. Несколько раз яхты на большой скорости проходили так близко к нам, так что можно было хорошо видеть глаза наших соперников. К счастью, обошлось без столкновений.

- Посмотри, как идет – словно на моторе! – иногда восхищались яхтсмены друг другом. Скорость и правда что надо. Довольно быстро мы прошли весь маршрут и финишировали.

На берегу я встретила фотографа Владимира, который, слегка ошарашенный, выходил с яхты «Е-Миссия». Это – самая скоростная лодка иркутского флота, и именно на ней моему коллеге выпало впервые ознакомиться с парусным спортом. На следующий день именно этой яхте досталось первое место в «абсолютке». Победила «Е-Миссия», капитан Александр Овчинников. На втором месте – «Нептун», капитан Феликс Баландин. Яхта «Сильвер глоу» (капитан Валерий Копытов) – третье место. А наш «Эверест» стал 8-м.



День рождения среди берез


После первой гонки, в субботу вечером, в яхт-клубе прошел праздник в честь юбилея. Музыкальная программа, награждение лучших, плов под открытым небом – день рождения вышел что надо. Здесь все как было сорок лет назад, когда клуб только создавался – высоченные березы, земляные тропинки, нет асфальта, зато есть свежий воздух. Директор клуба Тимофей Витальевич Никитич рассказал:

- Клуб был создан в 1981 году Академией наук в Иркутске. Именно там оказались самые передовые люди, которые любили парус. К тому же эти люди были рукастые, первые яхты были самодельные. Первым директором клуба стал Виктор Турок, отличный организатор, это именно он создал клуб и наладил работу. И каждый директор вносил что-то свое. После Виктора пришел Владимир Медведев – он создал клуб официально, оформил всю документацию. Затем руководил Сергей Марчук, он принес законы и правила, которые действуют в клубе до сих пор. При нем поднялась дисциплина, упорядочился финансовый вопрос. В 2009 году Марчук передал мне должность директора. Для меня это не работа, а общественная нагрузка, я согласился сначала на год – и вот уже двенадцать лет я здесь! «Исток» – это единственный яхт-клуб Иркутска, который сохранился с советских времен, не развалился, не попал под рейдерство. Хотя были попытки захвата, и очень много. В девяностые пытались место на берегу залива захватить, приезжали, пугали. Самая жесткая ситуация была четыре года назад, когда у нас хотели отнять это место. Но у нас тоже люди не случайные собраны, в числе яхтсменов – много влиятельных людей. Мы привлекли профессиональных адвокатов, и территория клуба осталась за нами.

Сам Тимофей Витальевич пришел в клуб в 1989 году, нашел здесь друзей и единомышленников. Дружба здесь вырастала такая, что навсегда. Потом уже дети стали создавать свои экипажи.

- В числе создателей клуба был Юрий Парфенов, профессор ИГУ, а сейчас его сын Александр Парфенов – капитан яхты «Благовест», - рассказывает директор, - и что не менее важно – создавались семьи. Берешь с собой девчонку на яхту, во время гонки отношения и проверялись. Моя жена и паруса штопала в шторм, и на «шмеле» еду готовила, и уют создавала. 


Детская парусная школа

Если раньше дети обучались морскому делу стихийно, рядом с родителями, то сейчас у них есть возможность проходить полноценное обучение. Парусная школа при клубе «Исток» работает уже несколько лет и зим. Зимой – теоретическое обучение, летом – тренировки и соревнования на воде. Школа работает целый день по принципу площадки. Дети здесь не только осваивают парусное дело, но и занимаются творчеством, читают стихи, поют песни.

Директор детской парусной школы – Евгений Штанько. Учредителем является клуб «Исток», который выделил для школы часть территории, яхты, обеспечивает охрану. Сейчас в школе семьдесят занимающихся. Недавно она выиграла грант, что позволило обустроить теплый санузел и сделать освещение территории.

Осваивать парусное дело приходят и взрослые.

- Все мы в душе моряки, нам хочется дружить с парусом, все мы читали Джека Лондона, - улыбается директор, - девушкам тоже хочется романтики, а уж мужчинам тем более. Дергать шкоты, фалы. Вот так и идет: один пригласил друга, тот взял с собой подругу, несколько раз сходили в регату… Год прошел – я смотрю, а он уже и сам приобрел себе лодочку, стал заявляться в гонки! Мы создаем условия для людей, которых вовлекаем. Очень хороший вид спорта, я считаю, для души и тела. На территорию клуба можно привести гостей, попариться в баньке, приготовить шашлыки. Вы обратили внимание, как у нас культурно все общаются? И дети ведь тоже смотрят, как родители ведут себя, и растут в этой атмосфере. А если отец умеет управлять с лодкой – к нему дополнительное уважение.

Но не только папы дружат с парусами, мамы тоже осваивают эту науку. Еще недавно, в нулевых годах, женщины на регате были редкостью. Помнится, в иркутском флоте был один-единственный женский экипаж, это считалось экзотикой и вызывало интерес. Но сейчас этим уже не удивишь: на большинстве яхт, которые участвуют в гонках, есть девушки.

- И что удивительно – в последние два-три года женщины стали сами приобретать яхты! – говорит Тимофей Никитич, - у нас в клубе существуют экипажи, где высококлассными капитанами являются наши прекрасные женщины – это, конечно, яхта «Серебряная свеча», которая в своем классе является безоговорочным лидером в регатах различного формата, под управлением Бадмаевой Ларисы Владимировны, члена клуба с 2002 года. В классе яхт «микро» принимает участие Полетаева Марина Антоновна, которая тоже имеет стаж членства в клубе почти двадцать лет. И помимо всех спортивных мероприятий, наши женщины принимают самое активное и позитивное участие в жизни клуба. За последний год у нас в клубе появились две очаровательные женщины со своими лодками- Шевченко Татьяна и Шишмарева Екатерина, которые имеют спортивные амбиции в будущих регатах и внесут свой вклад в красоту яхтенных гонок. Думаю, что облик прекрасных дам, которые мастеровито управляют парусом, послужит добрым позывов для занятия парусным спортом остальных девушек Иркутска. 



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ