На прошлой неделе в Иркутске начались гастроли Сахалинского международного театрального центра имени А.П. Чехова. Вместе со всей труппой драматического театра Чехов-центра в столицу Восточной Сибири приехала и народная артистка России Клара Кисенкова - одна из самых верных этому театру актрис. В следующем году артистка будет отмечать 50-летие своей работы на сцене Сахалинского драматического театра. Но это будет праздник следующего года, а этот год значим для Клары Кисенковой другим юбилеем - летом народной артистке России исполнилось 70 лет. В Иркутск она прибыла для участия в двух спектаклях - грустной утопии «Прекрасное далеко» и комедии «Странная миссис Сэвидж». Между выступлениями Клара Кисенкова встретилась с корреспондентом «Байкал24» и рассказала о том, как планирует отметит день рождения на любимой сцене, о преданности профессии и сахалинской сцене и, как выяснилось, очередном приезде в Приангарье.
Клара Константиновна, первый спектакль с вашим участием уже завершился. Расскажите, как вас принял наш иркутский зритель.
Я считаю, зритель, несмотря на то, что был довольно юн, вел себя достойно, и это было очень приятно. В зале сидела в основном молодежь, вероятно, школьники.
Из шести спектаклей, привезенных Чехов-центром в Иркутск, вы играете в двух. Почему именно эти постановки вошли в гастрольную афишу?
На этот вопрос я вам не отвечу. Не отвечу еще и потому, что не могу сказать, хорошо это или плохо, что отобрали именно эти спектакли - удачи и неудачи определяет зритель. Но я очень люблю спектакль «Прекрасное далеко». Он был поставлен три года назад в рамках театральной лаборатории, которая ежегодно проходит в нашем театре. Затем мы возили «Прекрасное далеко» на фестиваль в Новосибирск, и наши ребята очень гордились тем, что получили тогда награды в номинации «Надежда сцены». Поэтому мне было очень интересно, как к спектаклю отнесутся иркутские зрители. А постановка «Странная миссис Сэвидж», в которой я исполняю главную роль, была подготовлена ровно пять лет назад, к моему 65-летию.
Гастроли Сахалинского драматического театра в Иркутске проходят не в первый раз, правда, было это 30 лет назад. Вы тоже тогда приезжали?
Сорок лет назад мы приезжали с дочерью. Было это зимой и мне запомнилось, что стояли сильные морозы и деревья казались окутанными кружевом. Второй приезд был уже гастрольный и тогда же, тридцать лет назад, мы съездили всей труппой на Байкал. Особенно памятным осталось путешествие к музею деревянного зодчества. По пути мы остановились, чтобы передохнуть, отошли на пять метров от дороги и увидели белые грибы. Мы были в восторге и стали набирать их кто куда, никто же не думал, что вот так просто нам повстречаются грибы. Вот такие воспоминания у меня остались об Иркутске. Зритель иркутский и тогда был тоже очень открытый.
В репертуаре Чехов-центра несколько лет была постановка по пьесе нашего земляка Владимира Гуркина «Прибайкальская кадриль». Расскажите, пожалуйста, об этом.
У нас был удивительный режиссер Игорь Сергеевич Гуревич, который и поставил этот спектакль, в нем также играл еще один Народный артист России, живущий на Сахалине, Владимир Абашев. Зритель «Прибайкальскую кадриль» очень любил, по семь раз ходили ее смотреть. На мой взгляд, Гуркин смог передать в этой пьесе внутреннее наше российское «послевкусие» всего, что делается. Однажды в Москве я познакомилась с ним и, поблагодарив его за удивительный материал, все просила написать еще что-нибудь такое.
Пресс-служба сахалинского театра пишет, что вы сыграли около 350 ролей, это правда?
Нет, у меня сыграно более 250 ролей, просто на этой цифре я перестала считать. Правда, в нашем театре я не только играла, но и ставила спектакли, причем, как детские, так и взрослые. И в режиссуру я пошла не от хорошей жизни, просто в театре был такой период, когда нас осталось 15 актеров и больше никого. И тогда кто, если не мы сами? Вот я и взялась за это сложное дело, но мы вышли из сложившегося положения, театр выжил и я этим горжусь.
А сейчас вы продолжаете ставить спектакли?
Нет, дорогу надо молодым давать. Сейчас и время другое.
А какие роли вы предпочитаете?
Я всеядная.
На заре вашей карьеры вам досталась роль пожилой женщины, как Вы ее восприняли?
В пьесе Горького «Егор Булычов» главный режиссер Сахалинского драматического театра, Заслуженный деятель искусств Евгений Ильич Сахаров дал мне, 21-летней девушке, роль 70-летней женщины. Я пришла к нему, плачу и спрашиваю: «Ну почему?». И он мне сказал: «Если хочешь в театре быть, жить, работать, запомни - ты должна играть все, тогда у тебя не будет сложных возрастных переходов из одной роли в другую». Поэтому я всеядная и не боюсь ни больших, ни маленьких ролей. Маленькие еще сложнее сыграть, потому что в них нужно успеть что-то сделать.
А когда вы поняли, что хотите стать актрисой?
Это произошло, когда мне было пять лет. Мы с бабушкой ходили в кинотеатр на фильм «Повесть о настоящем человеке». И когда на экране подбили самолет, в котором сидел главный герой фильма летчик Мересьев, у меня началась истерика, что русского убили. Билетеры подошли, нас вывели и стали успокаивать меня словами: «Ты не плачь, это артист, он живой». И после этого я решила, что стану артисткой, чтобы быть всегда живой. А потом обстоятельства сложились так, что открылся во Владивостоке Дальневосточный педагогический институт искусств, и я попала в первый набор.
В этом году вы отметили юбилей, как Вас поздравили коллеги?
В Чехов-центре мой юбилей будет отмечаться 18 октября премьерой спектакля по пьесе «Визит старой дамы». Ведь день рождения у меня летом, когда все в отпуске, поэтому и праздник отметим с началом сезона.