Минэнерго предложило либерализовать правила продажи мощности для сибирских ГЭС. Гидроэнергетики поддержали инициативу, а представители тепловой генерации пророчат гибель своей отрасли.
Минэнерго в январе предложило отменить часть ограничений на продажу мощности сибирских ГЭС (входят в так называемую вторую ценовую зону). Сейчас сибирские ГЭС получают от продажи мощности фиксированную стоимость, которая в несколько раз ниже рыночной. При этом объекты тепловой генерации (ГРЭС, ТЭЦ) продают мощность по рыночной цене, зарабатывая больше.
Так, по данным ОАО "РусГидро", цена мощности Саяно-Шушенской ГЭС, поставляемой по регулируемым договорам, во второй половине 2013 года составляла около 38 тыс. руб. за МВт в месяц. А если бы правила для сибирских гидроэнергетиков либерализовали, то станция выручала бы 156 тыс. руб. за МВт в месяц.
Минэнерго предлагает изменить эти правила и с 1 апреля 2014 года по 31 декабря 2015 года продавать 50% мощности ГЭС по прямым договорам, а остальные 50% – по рыночной цене (она определяется на конкурентном отборе мощности в конкретной зоне свободного перетока). При этом доля энергии, продаваемая по регулируемым договорам, может быть изменена по решению правительства, но не более чем на 20%. А мощность новых ГЭС (запущенных после 1 января 2012 года) может продаваться по рыночным ценам в неограниченном объеме. Учитывая это, законопроект в первую очередь коснется работы Саяно-Шушенской ГЭС (мощность около 4,5 ГВт), Новосибирской ГЭС (460 МВт) и Богучанской ГЭС (2 ГВт).
Кроме того, в законопроекте отмечается, что с 1 января 2015 года электрическая энергия и мощность крупных гидроэлектростанций (более 100 МВт) может поставляться только на оптовый рынок.
"Этот документ подготовлен на основании решения по либерализации участия ГЭС на оптовом рынке, принятого на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. ФАС России документ не согласован, так как еще не поступал на согласование", - пояснял "Интерфаксу" начальник управления контроля электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев.
Он также подчеркнул, что рост цен должен соответствовать прогнозу с учетом установленных ограничений увеличения цены.
Отраслевые аналитики считают, что введение новых правил будет выгодно гидроэнергетикам. Так, аналитик "ВТБ Капитал" Михаил Расстригин считает, что цены на энергию могут вырасти примерно на 2%.
"В основном рост будет у ГЭС "Евросибэнерго", а для ГЭС "РусГидро" рост будет менее заметен, потому что у них разница между ценами конкурентного отбора мощности и тарифами небольшая", - заключил эксперт.
При этом документ, разработанный Минэнерго, вызывает недовольство тепловых генераций (ТЭЦ, ГРЭС и т.д.). По их мнению, все это может привести не только к снижению надежности электро- и теплоснабжения (т.к. ГЭС зависят от водности рек), но и буквально вытеснить их с сибирского энергорынка, поскольку энергия ГЭС будет дешевле.
В таком развитии событий убеждены, например, в ОАО "Э.ОН Россия" (основной акционер немецкий концерн E.ON). Свою позицию менеджмент генерирующей компании изложил в письме (с его текстом ознакомился "Интерфакс"), отправленном в Минэнерго.
По их оценке, предлагаемые чиновниками меры по либерализации продажи мощности ГЭС Сибири могут негативно отразиться на тепловой генерации и потребителях.
"Считаем, что выше упомянутый проект постановления вводит диспропорции на оптовом рынке электроэнергии (мощности), предоставляя избыточные преференции владельцам гидроэлектростанций, и не может быть принят в данной редакции", - заключают авторы письма.
Сами гидрогенерирующие компании приветствуют инициативу Минэнерго. Во-первых, это поможет им частично компенсировать потерянные доходы. Во-вторых, это все равно не станет причиной для ослабления тепловой генерации.
Впрочем, пока делать какие-то конкретные выводы сложно.
По мнению генерального директора "Евросибэнерго" Вячеслава Соломина, говорить об экономическом эффекте для генераторов второй ценовой зоны "пока преждевременно".
"В данном случае объемы регулируемых договоров и порядок установления тарифов соответствующими органами (ФСТ) не изменяются. Государство, в силу действующей модели рынка мощности и принимаемых поправок, в любом случае сохраняет контроль над ценовой ситуацией на рынке электроэнергии", – отмечается в его заявлении, опубликованном на сайте компании.
Вячеслав Соломин также пояснил, что ввод энергоблоков Саяно-Шушенской и Богучанской ГЭС может стать предпосылкой для "существенного снижения цен на электроэнергию в Сибири".
"В этих условиях конкуренция тепловой и гидрогенерации должна вестись в равных экономических условиях, строиться на сокращении издержек и повышении внутренней эффективности, а не на искусственном регулировании наиболее эффективного производителя. Ведь у ГЭС по сравнению с ТЭС нет возможности получать выручку от продажи тепла", – подчеркнул он.
Кроме того, отметил Соломин, если "правила игры" для ГЭС будут хотя бы частично либерализованы, станции смогут заключать с потребителями прямые двусторонние договоры, позволяющие сторонам фиксировать цены на долгосрочной основе.
В "РусГидро" также поддерживают инициативу государства и рассчитывают на полную либерализацию для сибирских ГЭС в будущем.
"РусГидро поддерживает предлагаемые меры и считает появляющиеся заявления об искусственном создании преференций для гидрогенерирующего сектора в Объединенной энергосистеме Сибири (ОЭС Сибири) не соответствующими действительности", – отмечается в сообщении, опубликованном на сайте компании.
Введение ограничений для ГЭС в 2011 году, по мнению "РусГидро", оказалось выгодно для сибирских компаний тепловой генерации, которым, к тому же, отменили price cap (предельный уровень цены на действующую мощность).
"В результате четвертый год подряд сибирские ГЭС продают мощность по существенно более низкой цене, чем остальные генераторы в ОЭС Сибири", – отмечается в сообщении.
Так, в 2013 году сибирские ГЭС могли бы дополнительно получить более 20 млрд рублей от продажи мощности по максимальной рыночной цене, формируемой по результатам конкурентного отбора мощности. Но из-за тарифного регулирования эти деньги были частично перераспределены в пользу тепловой генерации и потребителей. По данным "РусГидро", из этих 20 млрд рублей на долю компании приходится 5,5 млрд рублей. И в сумме за три года (с 2011 по 2013 включительно) компания недосчиталась почти 10 млрд рублей.
"Эти факты и цифры довольно ярко свидетельствует о неуместности заявлений о "предоставлении избыточных преференций владельцам ГЭС", – подчеркивается в заявлении компании.
В "РусГидро" также считают, что "представители тепловой генерации лукавят, утверждая, что снижение тарифной нагрузки на цену мощности ГЭС и последующее за этим изменение цены оплаты гидрогенерации приведет к вытеснению тепловой генерации с рынка".
По их подсчетам, продажа мощности с одного нового блока Березовской ГРЭС принесет ее владельцам на несколько миллиардов рублей больше, нежели планируемые изменения всем владельцам всех сибирских ГЭС.
"Один блок Березовской ГРЭС (сибирская теплоэлектростанция, принадлежащая "Э.Он Россия") принесет компании примерно на 3,5 млрд руб. больше, чем продажа мощности всех ГЭС Сибири (более 22 тыс. МВт) по тарифу в 2013 году (10,5 млрд рублей) и на 3,5 раза больше, чем дополнительный доход, который получат ГЭС "РусГидро" и "Евросибэнерго" при снижении тарифных ограничений от продажи мощности", – подчеркивается в сообщении.
Эксперты инициативу Минфина поддерживают, хотя и не спешат делать скоропалительных выводов. По их мнению, частичная либерализация может упростить жизнь не только гидроэнергетикам, но и промышленным потребителям, которые смогут сэкономить на покупке электроэнергии. Будущее тепловой энергетики также предсказуемо. Если власти утвердят новые правила, с рынка исчезнут только неэффективные станции, которые не выдержат конкуренции.
"Либерализация торговли мощностью ГЭС с возможностью заключать свободные договоры может дать положительный эффект для ряда промышленных потребителей. Это оправданный шаг в непростых экономических условиях. Кроме того, это серьезный стимул к выводу с рынка дорогой неэффективной генерации", – рассказал Interfax-Russia.ru председатель Наблюдательного совета НП "Сообщество потребителей энергии" Александр Старченко.
Вместе с тем он не исключает, что изменения правил продажи энергии могут только усложнить ситуацию на рынке.
"В наших условиях, в ситуации, когда нет практически никаких ограничений на получение генератором статуса вынужденного. Это может привести только к росту количества вынужденных и увеличению их влияния на цены. Может получиться, что хотели либерализовать, а результат в целом окажется противоположным", – пояснил он.
В свою очередь руководитель департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев не торопится делать выводы. Потому что, по его мнению, "правовое поле и регуляторная среда в электроэнергетике – лоскутное одеяло, набор каких-то временных подпорок, которые, к тому же, часто меняются в угоду тем или иным соображениям". Поэтому введение единых и понятных правил для всех было бы куда эффективнее.
Он также убежден, что предлагаемые Минэнерго изменения не сильно отразятся на представителях тепловой генерации.
"С тепловой генерацией ничего не случится, так как загрузка ГЭС всегда была приоритетной в графике, гидроэлектростанции являются ценопринимающими в рамках действующей рыночной модели", – рассказал он.
Собеседник Interfax-Russia.ru также считает, что предложение не коснется и потребителей.
"С учетом того факта, что цены на КОМ-2014 в ЗСП "Сибирь" снизились в 1,6 раза по сравнению с предыдущим годом, рост ценовой нагрузки на потребителей, по крайней мере в 2014 году, не будет существенным. Население – вообще отдельный вопрос, т.к. цены для этой категории потребителей подлежат госрегулированию, и здесь ничего не меняется", – отметил Александр Григорьев.
Частично с такими выводами согласен член наблюдательного совета НП "Совет Рынка" Вадим Гераскин. По его словам, новые правила не отразятся на населении, а крупные поставщики от предложения только выиграют.
"В целом решение на крупных потребителях скажется положительно - каждый получит то, что ему необходимо. И сможет заключить подходящий договор. Если сейчас опять разрешат управлять этим процессом – все будет зависеть от желаний и усилий каждого", – пояснил Гераскин Interfax-Russia.ru.
Он также отметил, что с точки зрения справедливого ценообразования разрешить ГЭС продажу части энергии по рыночным ценам было единственно правильным решением. Это подстегнет конкуренцию.
"Многие эксперты говорят, что цены на электроэнергию в РФ сейчас выше чем в США и странах Северной Европы. Но чтобы продать на зарубежных рынках свою продукцию, она должна быть конкурентоспособной. Это объективно, учитывая одни только затраты на доставку товаров из Сибири и на Запад, и на Восток. А если цена выше – продукция не конкурентоспособна. Потребители могут заплатить за энергию ограниченную сумму, и ее придется делить между тепловыми и гидростанциями. Возникнет конкуренция за эффективность, и тепловым станциям придется умерить желание постоянно повышать цены", – рассказал член наблюдательного совета НП "Совет Рынка".
В то же время, отметил Вадим Гераскин, новые правила не приведут к полному вытеснению с рынка тепловой генерации. Наоборот, останутся только наиболее эффективные станции и энергоблоки, которые смогут конкурировать с гидроэнергетиками.
"В конечном счете совокупные затраты гидро-, атомных и тепловых станций примерно одинаковые. Все они могут конкурировать по совокупным затратам. Это говорит о том, что тот, кто эффективно управляет станцией, не окажется за бортом. Пока во второй ценовой зоне в дискриминационных условиях находятся именно ГЭС. Это мешает рыночной конкуренции", – сообщил эксперт.
Председатель комитета Госдумы РФ по энергетике Иван Грачев также убежден, что новые правила будут выгодны для рынка, который таким образом избавится от мошенников и снизит расценки на энергию.
"На мой взгляд, это не только не приведет к подорожанию энергии, наоборот остановит рост цен. Потому что в системе наплодили огромное количество лишних посредников. В этой ситуации правильно устроенные прямые договора существенную часть посредников выводят из этого процесса – следовательно, снимают часть мошеннических схем и накладных расходов", – рассказал Interfax-Russia.ru парламентарий.
По его словам, действующая система "нуждается в серьезном изменении, потому что не дает справедливой стоимости и должного потока частных инвестиций". С другой стороны, не ясно, что будет с тепловыми компаниями, работающими в Сибири.
"По теплу неразберихи еще больше – там, где пытаются создать рынки при полной невозможности это сделать. На самом деле, рынков тепла нет нигде в северных странах. Они говорят, что это вообще утопия", – сообщил он.
В свою очередь директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин пояснил, что для представителей тепловой генерации фактически ничего не изменится: ГЭС даже в новых условиях продолжат работать по-прежнему, стоимость мощностей тепловых станций не изменится, а на смену "выпавшим" потребителям придут другие.
"Их опасения, на мой взгляд, беспочвенны. Конкуренции особой не будет. Объемы уже все разыграны, просто их часть пойдет не на весь рынок, а в пользу одного потребителя. Соответственно, станции, которые работали на весь рынок и на этого потребителя, будут работать без него. Единственное их опасение – после снижения доли "РусАла" в структуре платежей появятся другие потребители, и есть риск неплатежей. Но он не такой серьезный, потому что есть различные санкции", – пояснил эксперт Interfax-Russia.ru.
Он также отметил, что ситуация никак не отразится на населении, а для промышленности изменения будут незначительные. Эксперт также не стал оценивать предложение Минэнерго с точки зрения его справедливости. Законопроект, по сути, предлагает вариант, выгодный для рынка, в то время как Россия существует в квазирыночных условиях.
"Вопрос только в том, по каким правилам мы работаем – в регулируемой системе или в рыночной. С точки зрения рыночности – это правильный шаг, с точки зрения регулирования – нет. С точки зрения бизнеса – шаг верный. Бизнес имеет собственные станции и заводы. И правительство не давало собственнику свободы выбора в отношении его же активов. Причем, это было сделано только для второй ценовой зоны – в Европейской части РФ такого нет", – рассказал глава Фонда энергетического развития.
Николай Сидоров / Источник Интерфакс