С 2005 года финансовые вложения из федерального бюджета в геологоразведочные работы на территории Иркутской области увеличились почти в два раза. При этом объемы запасов полезных ископаемых остаются практически на одном уровне. Почему так происходит, и что необходимо предпринять для увеличения минерально-сырьевой базы? На эти и другие вопросы ответил министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Олег Кравчук.
– В прошлом году было существенное снижение поступлений от недропользователей в консолидированный бюджет Иркутской области. С чем это связано?
– Это было обусловлено приказом Минприроды РФ, который изменил схему получения лицензии. То есть сначала месторождения, готовые к аукциону, утверждались губернатором региона, затем список направлялся в министерство природных ресурсов РФ, которое проверяло, не попадают ли эти месторождения в зону особо охраняемых природных территорий регионального значения. После этого перечень поступал в Управление по недропользованию по Иркутской области, которое снова передавало его в Москву на согласование с Роснедрами. В итоге процесс сильно затягивался. И вместо запланированных 40 лицензий, нам удалось выдать только 12. Но в этом году приказ Минприроды РФ был отменен, потому что пострадал не только наш регион. Ситуация уже меняется к лучшему – в первом квартале состоялось семь аукционов, до конца первого полугодия планируется провести еще 10 торгов.
В прошлом году наблюдалась еще одна неприятная тенденция, когда некоторые компании-недропользователи, победившие на аукционах, отказывались от уплаты взносов. К примеру, два ангарских предприятия – ООО «Нерудные материалы» и ООО «Иркутскавтоком». Они выиграли торги на общую сумму 40 млн рублей, но не заплатили в течение месяца положенную сумму. Компании предлагали схему выплаты в течение нескольких лет, что, в принципе, не делается. Аукционы были признаны несостоявшимися, бюджет не дополучил доходы, а добросовестные недропользователи не смогли осваивать эти месторождения песчано-гравийных смесей, что неблагоприятно отразилось на дорожной отрасли. Минприроды области внесло предложения в Госдуму РФ по корректировке законодательства. В частности, предлагается прописать в нормативных актах случаи отказа победителей аукционов платить взносы, чтобы другие участники торгов могли претендовать на месторождения.
– Федеральные СМИ озвучили интересные данные. С 2005 года бюджетное финансирование геологоразведочных работ возросло почти в два раза, а объемы частных инвестиций – в три раза. При этом прирост запасов незначительный. В Иркутской области такая же ситуация?
– Ежегодно на геологоразведку Приангарья тратится порядка 4 млрд рублей. В 2013 году объем вложений в геологическое изучение недр региона из федерального бюджета увеличился на 12% и составил 1,4 млрд рублей. За счет собственных средств недропользователей на геологоразведочные работы было выделено около 2,5 млрд рублей, что выше показателей 2012 года на 15%. Действительно, с 2005 года вложения федерального бюджета выросли почти в два раза, но это касается только углеводородного сырья. Так, за данный период увеличение финансирования составило с 357 млн до 857 млн рублей, по твердым полезным ископаемым – с 300 млн до 400 млн рублей.
Ситуация по приросту запасов в Приангарье такая же, как и в целом по стране – с 2005 года не было существенного увеличения минерально-сырьевой базы за счет вложения средств в геологоразведочные работы. Недропользователи тратятся в основном в разведку собственных месторождений, то есть занимаются уточнением геологических границ, подтверждением запасов. К примеру, «Газпром» сегодня вкладывает большие средства в геологоразведку Ковыктинского месторождения, запасы которого уже были в свое время разведаны и увеличены до 2,3 трлн куб. м. Если вспомнить историю вопроса, когда там работали другие компании, они наращивали запасы этого месторождения в течение нескольких лет. В некоторых случаях даже просто пересчитывали по другим методикам. По сути, сегодня деньги вкладываются в уже разведанное месторождение. То же самое происходит и на других площадках.
– Каким образом тогда можно увеличивать запасы минерально-сырьевой базы?
– Для этого требуется государственное финансирование поисково-разведочных работ, которые недропользователь делать не будет. А именно они необходимы для увеличения запасов минерально-сырьевой базы. Кстати, разведочное бурение в Восточной Сибири в десятки раз отстает от разведочного бурения в Западной Сибири, если смотреть по количеству скважин на 1 кв. км. Нужно бурить не несколько тысяч погонных метров в год, а десятки тысяч. А пока мы работаем в пределах ранее выявленных перспективных площадей. Проводятся оценочные работы, осуществляется постановка на баланс, в общем-то, что делает месторождение привлекательным для следующего инвестора.
Повторюсь, разведочное бурение – это сфера работ, которая должна финансироваться за счет государства. По крайней мере, доля госконтрактов должна быть сопоставима с общим объемом работ на геологическом рынке, которые выполняются недропользователями. Еще один момент – сегодня более двух третей территории Иркутской области залицензированы под добычу углеводородного сырья. И на этой территории предприятия сосредотачиваются только на геофизических исследованиях. При таком раскладе о приросте запасов говорить не приходиться.
– Какой объем разведочного бурения необходим?
– По мнению ученых, в год нужно выполнять минимум 30 тыс. погонных метров разведочного бурения. Лучше – больше. Сейчас – порядка 10 тыс. погонных метров.
– А если стимулировать недропользователей к увеличению объемов разведочного бурения налоговыми льготами?
– Налоговые каникулы на добычу полезных ископаемых, так называемая нулевая ставка НДПИ, уже действовали на территории Иркутской области. Ранее этот механизм применялся для нефтяных компаний. Это позволило организациям успешно стартовать, активно использовать свои мощности и встроиться в систему трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Нулевая ставка НДПИ также стимулировала значительные поступления в областной бюджет от этих компаний. Думаю, вполне целесообразно применить такую же налоговую льготу для предприятий, которые будут участвовать в газификации области. Что касается налоговых льгот для геологоразведки, это вопрос не регионального решения.
Отмечу, что геологоразведка является рискованным видом работ для недропользователей. Но чем выше степень геологической изученности, тем эффективнее можно направлять средства на разведку. Таким образом, чем больше денег вкладывается в геологоразведочные работы, тем меньше риск вложений в освоение месторождений.
– Если геологоразведка останется на прежнем уровне, чем это чревато?
– Сегодня часто говорится о том, что необходимо вкладываться в освоение уже открытых запасов полезных ископаемых, а не заниматься поиском новых месторождений. С одной стороны, это верно, так как при всем богатстве полезных ископаемых в Иркутской области доля минерально-сырьевого комплекса в ВРП составляет всего 9%. По России этот показатель составляет 30%. Но известно, что имеющаяся сырьевая база того же россыпного золота иссякнет лет через 10–15. Любое месторождение имеет свои пределы. Поэтому геологическое изучение недр должно опережать промышленную добычу на десять лет вперед. Для этого, прежде всего, необходимо корректировать нормативную базу, которая уже устарела. Закон «О недрах» определяет взаимоотношения между государством и недропользователями уже на разведанных площадках. Нужен отдельный закон о геологическом изучении недр, где были бы оговорены все вопросы государственного регулирования и финансирования. Думаю, мы к этому придем в скором времени, поскольку вопросы пополнения запасов минерально-сырьевой базы все чаще поднимаются на федеральном уровне.
Пользуясь случаем, поздравляю всех разведчиков недр с их профессиональным праздником – Днем геолога, который отмечается в первое воскресенье апреля. Желаю удачных находок, новых открытий, здоровья и благополучия!
Елена Пшонко, "Областная"