Иркутская область всегда была туристическим регионом. В последние годы мы часто видим информацию о том, что регион входит в различные топы популярности как российских, так и зарубежных, чаще китайских, гостей. С одной стороны, это приносит деньги в бюджет и дает возможность развитию отрасли, с другой, мы не можем не замечать о том уроне природы, который наносит турист. В четырех регионах страны введен туристический налог. Необходим ли туристический налог в Иркутской области? Можно ли защитить туристическую отрасль от неблагонадежных компаний, дать ей новые стимулы развития? Об этом 7 ноября на очередном заседании говорили участники проекта «Экспертный клуб – Иркутск».
Участниками встречи стали: заместитель начальника отдела анализа и прогнозирования гостиничной и туристской деятельности агентства по туризму Иркутской области Анастасия Зинюк; исполнительный директор Ассоциации предпринимателей туристического бизнеса Байкальского региона Анастасия Тетерина; владелец гостевого дома «БайкалЙети» Алексей Альмухамедов, генеральный директор ООО Агентство развития территорий «Градостроительная школа» Евгения Ямова, исполнительный директор клуба «Байкальские стратегии» Андрей Бородин, генеральный директор издательского дома «Байкал24» Владимир Кочетов, президент фонда «Возрождение земли Сибирской» Елена Творогова, кандидат биологических наук, общественный деятель Виктор Кузеванов, один из авторов проекта Siberia blog Мария Ильюшина.
Иркутская область сохраняет 13 место в рейтинге туристической привлекательности среди регионов России и вошла в топ-10 самых популярных регионов у иностранных туристов. Байкал вошел в топ-3 самых желанных мест на празднование Нового года-2020, поход на Байкал назван в пятерке самых привлекательных маршрутов для трекинга и активного отдыха по результатам опросов туристов в соцсетях. Прибайкальский национальный парк входит в топ-3 природных парков страны, популярных для экотуризма. За девять месяцев 2019 года Иркутскую область посетили 1 278 тыс. туристов, из которых 326,8 тыс – иностранцы из Китая, Кореи, Германии, Франции, Монголии, США и других стран. Объем платных услуг в туристско-рекреационной сфере увеличился по сравнению с прошлым годом на 7,1 % и составил 5,34 млрд рублей, в том числе туристические услуги выросли на 17,4 %, услуги гостиниц – на 2,8 %, а сумма налогов в консолидированный
бюджет Иркутской области от деятельности по размещению посетителей, предоставлению услуг общественного питания, деятельности турагентств и туроператоров составила более 710 млн рублей.
Однако эти позитивные цифры не решили все главные проблемы, с которыми столкнулась туристическая отрасль. Во-первых, как отметил Виктор Кузеванов, «Иркутская область не готова к туристическому сбору, поскольку не до конца понятны правила игры, не налажена система турбизнеса и инфраструктура». «Нет прозрачных механизмов, на что пойдут собранные средства, - уверена Елена Творогова. – Нарастает количество самостоятельных туристов, которых не видит официальный рынок, да и потребитель уже не тот. Он не готов просто платить за привычную упаковку». Алексей Альмухамедов привел официальную статистику, что по итогам первого года введения турсбора регионы не собрали и четверти от планированного – Краснодарский край – 20 %, Алтайский – и вовсе 11 %. «Как принцип сбора, согласен, это нужно для региона. Многие страны мира имеют сборы, мы их платим, когда к ним ездим, и это нормально. Проблема в другом – никто не обсуждает, на что были потрачены эти миллионы. Вот, Ставропольский край собрал 186 млн, сколько из них ушло на те скверы, о которых говорили по телевидению. Пока на сегодня туристический сбор – это дополнительный налог на легально работающий бизнес».
Вторая проблема – это наши расстояния. Не может обычный турист четыре часа трястись в транспорте. Нам необходимо думать о коротких маршрутах, соединенных в большой продукт, чтобы каждый час – полтора были остановки. У иркутского турбизнеса потенциал хороший, но хромает его исполнение. С уходом «бабушек с пирожками» не всегда есть возможность цивилизованно покушать. Например, когда мы слышим, что китайские туристы приезжают на Ольхон со своей едой, сразу возникает вопрос: а есть ли там возможность им пообедать?
Тема, связанная с китайскими туристами, как наиболее активной группы отдыхающих в Иркутской области, оказалась еще более живой. Как верно заметил Алексей Альмухамедов, проблема не в китайских туристах, а в наших операторах: те, кто работает с китайскими туристами легально, работают так со всеми. Те, кто работает «по серым схемам» с китайцами, работает также и с российскими туристами. Он тут же перемножил цифры, предоставленные агентством по туризму Иркутской области, и сообщил, что стоимость одного дня пребывания в регионе (по статистике) составляет 800 рублей, в реалии же – она в 3-4 раза больше. Это означает, что «по серым схемам» (не платят налоги) работают в три раза больше, чем «по прозрачным».
Есть еще одна проблема – ущерб, который часто превышает заработанных дивидендов. Здесь нужно говорить и об имиджевых потерях региона. Китайцы – спасение нашего региона, - утверждает Виктор Кузеванов. – Об этом говорят гостиницы, магазины и музеи. Наши туристы платят меньше. Китайский же турист законопослушен, но если он видит «дырку» в законодательстве, он будет пользоваться этим изъяном, как любой нормальный турист.
Государство – не самый лучший инвестор, - говорит исполнительный директор клуба «Байкальские стратегии» Андрей Бородин. У нас в сознании нет понятия «рекреационная нагрузка». Есть территории, которые не могут принять больше, чем положено. Просто там больше нельзя осилить. Сейчас все можно просчитать – прилеты\отлеты, сколько человек рассчитывается банковскими картами, почему тогда специальные институты не могут это сделать?
Несколько решений предложил Владимир Кочетов. Во-первых, это освободить туристическую отрасль на Байкале от налогов. Пусть Ольхон станет тем самым «пилотом», если у нас в стране любят «пилотные» проекты. Курортные сборы вводят федеральным законом, значит таким же законом можно и обнулить налоги в отдельных регионах (территориях). Второй вопрос – это деятельность природоохранной прокуратуры. На мой вопрос «как мне открыть гостиницу на Байкале честным способом», мне ответили «честным образом - никак». Запретительных бумаг очень много. Кто-то же посчитал, что содержание налоговых инспекторов стоит дороже, чем сбор налогов.
Анастасия Тетерина предложила расширить список учреждений, которые подпадают в понятия сельского туризма. Виктор Кузеванов – подумать о создании специальных экологических фондов развития территории, целевых капиталов (эндаумент), Елена Творогова – работать с турпродуктом, часть из которого просто не соответствует международным стандартам и нормам.
Дискуссия порой переходила в острую полемику. Это понятно, ведь тема развития туристической инфраструктуры для прибайкальской территории – одна из важнейших. Пока же можно говорить о том, что государству проще считать китайских туристов и «играть» со статистикой. Кстати, одну из последних цифр привела Мария Ильюшина. 35 % россиян не знаю, где находится Байкал. Это означает, что тем, кто работает на внутренний туризм, еще есть чем заняться, и не только в Иркутске.
Напомним, что цель создания проекта «Экспертный клуб – Иркутск» – содействие в формировании института экспертизы, выстраивание взаимовыгодных отношений между пулом экспертов, средствами массовой информации и городским сообществом. Учредитель проекта – фонд реализации общественных проектов «Время».
Координатор проекта в Иркутске
Алексей Петров https://www.facebook.com/expertclubirk/