На II межрегиональном театральном фестивале спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот» постановка Кемеровского театра для детей и молодежи «ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ» получила две награды, став лучшей в двух номинациях: «Лучший спектакль» и «Лучший режиссер».
Еще до того, как были распределены дипломы, была уверенность в том, что самые главные награды достанутся именно этому театру. Тому способствовали и восторженная оценка критиков на обсуждении, и личные впечатления, и, самое главное, реакция зрительного зала, который в момент спектакля не гудел, а дышал вместе с актерами.
В один из дней фестиваля мы поговорили с кемеровчанами о фестивале, о спектаклях и о репертуарной политике театра.
- Ваше впечатление от фестиваля и Бурятии? Что значит для вас этот фестиваль?
Наталья Ущеко, актриса:
- Я первый раз на фестивале, интересно, конечно, но, по-моему мнению, немного спектаклей хорошего уровня. Хотя, сейчас посмотрели Хабаровский театр, он на меня произвел впечатление! Энергетически хороший спектакль. Еще мне понравился спектакль Иркутского театра кукол «Сказки с небесного чердака», очень хорошая вещь. И, конечно, мы вне конкуренции (смеется). Это действительно так!
Денис Казанцев, актер:
- Мне очень понравилось открытие фестиваля, массово, красиво, очень много детей, и такое ощущение, что в городе живут одни дети. Очень радует то, что практически весь зрительный зал занимают дети, такие все замечательные, возраст приятный. Единственно, что хотелось бы посоветовать сотрудникам театров - воспитывать детского зрителя, извините, каждые пять минут ходить пописать – нехорошо. Порой дети бегают по залу. Мне кажется, это не вина детей, а вина сотрудников театра, которые не воспитывают их, не объясняют, что надо уважать актеров, необходимо сидеть и смотреть, либо выходить и уже не заходить в зал, потому что бесконечное движение очень мешает. Мы, например, воспитываем своих зрителей. Что касается спектаклей, Наталья абсолютно права, я с ней полностью согласен. Вот эти два спектакля очень сильно порадовали. После «Золотого петушка» Хабаровского театра я испытал чувство гордости за свою страну - патриотично, красиво, несмотря на то, что это сказка. Прямо в душу запала, мне нравятся такие вещи. И вот Иркутский театр кукол «Сказки с небесного чердака» тоже, как говорится, «русским духом пахнет». Ну, остальное - нормально, это всегда так бывает на фестивалях, два-три спектакля хорошие, а остальное - нормально.
Алексей Морозов, исполнитель роли Нильса в спектакле "Путешествие Нильса с дикими гусями":
- Мы ездили в Этнографический музей. С такой силой, которая есть в этом городе, можно многое сделать. Это классно, Бурятия - это многовековая история! Про фестиваль не буду говорить, не имею права говорить, кто лучше, а кто хуже. Меня радует общение разных театров, театры обмениваются опытом. Мы бывали на некоторых фестивалях, вот в Иркутске, например, и у нас появились друзья после фестиваля. Мы чувствуем, что говорим на одном языке. Они попали в нас, мы попали в них. Это наши друзья, я даже Хабаровск по именам не знаю, но это «наши» люди… у меня даже слов нет. Я думаю, что после фестиваля в Бурятии у нас тоже будут друзья.
Вероника Киселева, актриса:
- Мне очень понравился город, мне понравилась эта забота, с которой нас принимали. Я узнала очень многого интересного, познакомилась с новой культурой. Кроме того, мы познаем новые театры, может в этом и есть наше развитие, когда мы на фестивале пытаемся что-то для себя приобрести. Хорошо, если нам что-то удалось, хорошо, если нам что-то не удалось и нам об этом сказали, это тоже очень важно. Мне очень нравится, что здесь происходили обсуждения спектаклей, и они честные, как мне кажется. Жюри к этому тепло и трепетно относится, они понимают, как нужно сказать, чтобы театр дальше жил, и это самое главное, что здесь получилось. Очень важно, чтобы мы уехали отсюда с кладом для себя и чтобы это нам пригодилось.
Большое удовольствие получаем от работы жюри. Я буду стараться ходить на все обсуждения, это хорошая возможность развивать свои мозги, потому что мы живем далеко от театральных столиц, в городе Кемерово, а эта возможность сопоставить себя с той театральной ситуацией, которая сложилась в стране. Члены жюри немножко поворачивают твои мозги и открывают какие-то интересные вещи, критерии. Я очень благодарна этим людям, слушаю их с огромным удовольствием, мне очень приятно и дорого с ними общаться.
- А если сравнить этот фестиваль с первым «Сибирским котом», который проходил в Кемерово. Что вам нравится или не нравится? Есть ли развитие, или его нет?
Григорий Львович Забавин, директор Театра для детей и молодежи (г.Кемерово)
- Я думаю, каждый фестиваль не похож на другой по одной простой причине: фестиваль – это спектакли, а спектакли разные, и поэтому сравнивать невозможно. Организация фестиваля очень хорошая, вот это я могу сказать как директор предыдущего фестиваля, поэтому сравнивать по каким-то внешним признакам, это бесполезное занятие, тут все нормально. А по внутреннему наполнению, художественному наполнению: это - интересно. Фестивали разные бывают, и не бывает «этот хуже, этот лучше», потому что они по-разному наполняются. И как артисты сказали, бывают несколько спектаклей, которые тебя цепляют, и ты их годами помнишь, а бывают некоторые просто интересные, хорошие, что-то удалось, что-то не удалось... Я очень не люблю фестивали-конкурсы, потому что не знаешь каким мерилом мерить? А если фестиваль такой же, как наш «Сибирский кот», то у нас и музыкальные спектакли, драматические, кукольные, разножанровые, поэтому выяснять какой хуже-лучше - бесполезное ненужное занятие. А вот поделиться художественными замыслами, аккумулировать идеи интересные - вот это самая главная задача. И, конечно, общение, обсуждения, вот это интересно, вот это главное, это заставляет мыслить по-новому, рождает новые идеи, замечательная же идея – «Ночь в театре» Хабаровского театра, я эту идею зацепил и обязательно у себя реализую. Мне очень нравится, что люди приезжают и с удовольствием делятся этими идеями, придумывают и говорят: «Ребята, у нас было интересно, давайте». А кто-то другой говорит: «Давайте делать это по-другому». И тогда на протяжении нескольких лет возникает шлейф от фестиваля. И если он возникает, то тогда это был хороший фестиваль. Вот я думаю, от кемеровского фестиваля шлейф возник, и от этого фестиваля такой шлейф тоже возникнет. И вот тогда я вам точно скажу: «Да, вот этот фестиваль удался».
- У меня такое ощущение, что у вас молодой театр, и коллектив молодой….
- Шайка-лейка!
- Да, шайка-лейка, и люди, говорят на одном языке, начиная от режиссера, директора, художника… Сколько лет театру?
Ирина Латынникова, режиссер Театра для детей и молодежи:
- Театру будет 20 лет. И мы действительно – команда.
Григорий Забавин:
- Большой хороший театр – это не сборище сослуживцев, это команда единомышленников, пусть мыслящих по-разному, спорящих, не соглашающихся, иногда даже ссорящихся, но в итоге приходящих к некоторому единому знаменателю под названием спектакль. Я вот часто говорю, что театр - не макаронная фабрика: нажал кнопку, и макаронина пошла, выключил кнопку – пошел пообедать, вернулся, опять кнопку нажал, до вечера поработал и ушел. В театре так не получается, надо рвать душу, сердце, и делать это вместе. Тогда что-то получится.
- Что для вас главное в постановке детского спектакля? Бывает ли такое, что скоро Новый Год и нужно срочно сделать сказку для "Елки"?
Ирина Латынникова:
- Как это не смешно, но наш «Нильс» был поставлен как раз к Новому году. Просто мы стараемся честно работать... Но самое главное - это воспитание сердца в театре. Потому что многое сейчас существует для того, чтобы развивать мозги, мышление, а сердце - сострадающее, сопереживающее - с этим очень много проблем. Сейчас наступает время прагматизма, когда каждый сам за себя, и театр сегодня единственное место, где человек может приходить и получать что-то для сердца, и познание в театре всегда происходит через сопереживание. И поэтому нужно найти такой материал, в котором должна быть моя болевая точка, либо моих детей, зрителей, которые приходят. В этом году мы поставили «Дикие лебеди» Андерсена. Это удивительная сказка! Луизе приходится шить рубашки из крапивы для того, чтобы спасти своих братьев, принести себя в жертву во имя своих близких. Вот мы стараемся выбирать такой материал, потому что репертуарная политика тоже многое решает. Я считаю, что в репертуарной политике должна быть единая мысль, которой подчиняются все спектакли театра. Мы решили, что у нас это - воспитание сердца.
Автор: текст и фото Наталья Уланова
Впервые опубликовано на сайте министерства культуры Республики Бурятии
"Байкал24"