Новосибирские артисты станцевали «Квинту» для иркутян

В конце октября Иркутск с гастролями посетил Новосибирский театр «На левом берегу». На сцене Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова артисты представили шесть постановок, одна из которых - «Квинта» - была впервые сыграна за пределами Новосибирской области. Но особенность спектакля в не том, что он практически невыездной, а в том, что это пластический спектакль, который основан на таком направлении современного танца, как контемпорари. Пять историй о любви рассказали актеры при помощи танца, вобравшего в себя элементы разных направлений, как классических, так и современных.

Сценарий «Квинты» написал молодой актер театра «На левом берегу» Александр Сорокин, который также выступил в роли хореографа-постановщика спектакля. Театрально-танцевальный эксперимент оказался настолько успешным, что по итогам 2012 года спектакль получил новосибирскую театральную премию «Парадиз» за оригинальную идею и воплощение. Незадолго начала спектакля Александр Сорокин встретился с корреспондентом «Байкал24» и рассказал о том, как создавалась постановка.

- Александр, расскажите, когда и как родилась идея поставить танцевальный спектакль.

- Это была моя давняя мечта. Десять лет назад в Новосибирске я увидел спектакль театра танца «WAMPETER», который назывался «Близко», и после этого понял, что хочу сделать что-то подобное, но именно с актерами. Первые наброски для спектакля «Квинта» появились ещё во время учебы в Новосибирском театральном институте. У нас в институте постоянно проводят конкурс, где на суд педагогов, однокурсников и друзей студенты представляют самостоятельные работы. Именно тогда и появилась история юной девушки, ищущей принца, которая теперь является одной из пяти новелл. В театре «На левом берегу» работа над спектаклем началась по инициативе руководства. За две недели я написал сценарный план, но он был очень странный, и непонятно как руководство согласилось на эту авантюру. Каждая новелла корректировалась, обрастала деталями и подробностями в процессе создания, исходя из особенностей актрисы, исполняющей ту или иную роль.

- Как проходил сам процесс постановки спектакля, кто Вам помогал?

- Этот спектакль родился из постоянных обсуждений и споров с актёрами. Мы собирались, учили хореографию, репетировали, меняли то, что актерам было некомфортно делать. А после каждой репетиции мы подолгу разговаривали, и вот в этом общении спектакль окончательно сформировался. Можно сказать, что постановка была создана в соавторстве с ребятами, которые заняты в спектакле.

- Что легло в основу пяти новелл «Квинты»?

- Как я уже говорил, все началось с истории девушки, ищущей принца. Прообразом для этой новеллы стала моя однокурсница. Там очень много её цитат. А вообще, толчком для каждого куска становилась какая-то очень яркая «картинка». Например, в первой новелле есть отсылки к Великой Отечественной войне. В мультфильме Юрия Норштейна «Сказка сказок» есть очень мощный кадр, когда пары танцуют, из репродукторов доносится весть о нагрянувшей войне и тут же показывают спины уходящих мужчин, а женщины так и застыли в танце. И первая новелла родилась из этого ожидания ушедших и не вернувшихся мужчин.

- Почему для названия спектакля вы выбрали музыкальный термин?

- Изначально у спектакля было название «Девичья песнь», потому что очень хотелось, чтобы девушки еще и пели. Женские вокал очень красивый, интересный, разный, он может быть очень глубоким и при этом очень легким. Но «Девичья песнь» - неточно отображает происходящее на сцене. Вообще, придумывать название - занятие не из лёгких. С одной стороны оно должно раскрывать суть, с другой - не «продавать» заранее то, что случится в спектакле. Поэтому я решил пойти по «проторённому пути» и назвать постановку по количеству историй. А так как спектакль все-таки танцевальный и музыкальный, а квинта - музыкальный термин, я остановился на нем. Еще Квинт - это имя древнегреческого трагика. Он писал трагедии, в конце каждой, как положено по жанру, герой умирает. Это случайно, но совпало, что в нашем спектакле тоже все умирают.

- То есть у всех историй трагический конец?

- Смотря как расценивать, как относится к этому. Конец - это же не всегда плохо. Конец - это может значить, что дальше начнется что-то новое, и смерть не обязательно наступит в буквальном смысле. Смерть может быть расценена как перерождение, как отсечение той некомфортной жизни, которая была раньше.

- Часто ли спектакль «Квинта» входит в гастрольные афиши вашего театра?

- Нет. На самом деле это невыездной спектакль, и я даже не знаю почему. Всего однажды мы возили его за пределы Новосибирска в небольшой городок в области - Искитим. Возможно, так происходит, потому что он затратный по свету. К тому же, не во всех городах, куда мы приезжаем с гастролями, есть театры, чаще мы выступаем во Дворцах культуры, там сложно создать необходимую атмосферу для спектакля. Где-то даже нет черной одежды сцены, а она нужна принципиально, потому что на сцене не должно быть ничего лишнего, только люди, движение и свет. Поэтому показ «Квинты» в Иркутске - для меня очень радостное событие, тем более, что я люблю этот город.

- Спектакль отмечен премией «Парадиз», расскажите, как вы ее поучили и какое это значение имеет для вас?

- Я был практически уверен, что премия нам не достанется! Поэтому был очень удивлён, когда находясь на гастролях в Индии, получил сообщение от своего мастера Натальи Анатольевны Никульковой «Поздравляю с Парадизом!» Конечно, очень радостно, что люди оценили твою работу, а вдвойне приятно, когда такие новости сообщает человек, который открыл тебе дорогу в профессию!

- Собираетесь ли показать «Квинту» на каких-нибудь фестивалях?

- У меня есть мечта, что все-таки куда-нибудь этот спектакль поедет, но решение за руководством театра.

- А как на спектакль реагирует ваша местная, новосибирская, публика?

- Полный зал в Новосибирске довольно сложно набрать. Чаще всего этот спектакль мы играем на сцене ДК «Металлург», а там огромный зал, больше 500 мест. За два года, что идет спектакль, со спектакля ушли всего два человека. Зрители приходят на постановку чаще всего по принципу «сарафанного радио», кто-то рассказал знакомым, они сходили, потом они рассказали своим знакомым и те пришли и так дальше. Я вижу, что люди возвращаются на спектакль, иногда я получаю сообщения от незнакомых людей с теплыми словами, и мне это очень приятно.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ