По чьим правилам играют политики Ангарска?

Пауза более чем в 2 месяца, когда на страницах нашей газеты не появлялись материалы из серии "Украденный город", была связана с тем, что факты политической и экономической жизни Ангарска тщательно изучались на разных уровнях. С материалами газеты знакомился губернатор области Дмитрий Мезенцев, разбирались депутаты Законодательного Собрания, члены областного политсовета "Единой России".

В октября 2009 года ангарский политсовет "Единой России" принял решение исключить из рядов партии Дениса Торбеева, Александра Городского, Михаила Дресвянского и Галину Рудникову с формулировкой "за неоднократное нарушение Устава партии". Вопрос об исключении из партии председателя фракции Ольги Ленц будет рассмотрен на региональном политсовете. Всех вышеперечисленных депутатов ангарской городской Думы не раз касалось наше острое перо в публикациях из серии "Украденный город". Не скажу, чтобы этот факт меня, автора ангарской эпопеи, сильно расстроил. Напротив, заставил о многом задуматься. Прежде всего, что стоит за этой расплывчатой формулировкой "неоднократное нарушение Устава партии"?

С чего всё начиналось?

События, предшествующие исключению, берут свое начало в ноябре 2008 года. Депутат городской Думы Владимир Жуков обратился в политсовет "ЕР" с просьбой разобраться: на каком основании фракция "ЕР" в городской Думе приняла решение голосовать консолидировано за увеличение финансирования хоккеистов команды мастеров Высшей лиге? В соответствии с федеральным законодательством финансирование команды мастеров из бюджетов местных уровней законом запрещено. В результате незаконное финансирование послужило причиной сокращения количества детей (с 700 до 250), которые занимаются этим видом спорта. Собственно, это и вызвало беспокойство депутата.
Члены политсовета, рассмотрев заявление Жукова, согласились с ним и рекомендовали представителям фракции в Думе в условиях кризиса воздержаться от лишних трат, тем более незаконных.
Депутаты и члены фракции, большинство из которых являются членами некоммерческого партнёрства "Хоккейный клуб "Ермак", видимо, расценили это как личную обиду и недопустимое вмешательство партии в дела Думы. Деньги, вопреки рекомендациям политсовета, всё-таки были выделены, а строптивому председателю Думы решили преподнести урок, сняв его с занимаемой должности. Это было сделано опять же, вопреки решению политсовета.
Удивляет топорность методов, с которыми герои "Украденного города" решительно идут напролом. Пренебрежение законами и существующими регламентирующими документами становится для ангарских политиков привычным способом достижения собственных целей. Вместо того, чтобы заниматься вопросами развития города, они с завидным упорством ведут "охоту на ведьм". Это было первое нарушение партийной дисциплины.

Нарушение второе

Если в начале февраля 2009 года депутаты убрали с должности председателя Думы г. Ангарска Владимира Жукова, то еще через 2 месяца инициативная группа народных избранников, по совместительству - руководителей предприятий, получивших в пользование или в собственность муниципальное имущество, отстраняет от должности председателя КСП города Светлану Кажаеву. Кстати, также проявившую принципиальность и строптивость: к весне 2009 года КСП провела 8 проверок муниципальных предприятий города, выявив многомиллионные финансовые нарушения.
К слову, КСП подтвердила факт незаконного финансирования команды мастеров Высшей лиги, за что, собственно, и поплатилась.
И снова -решение о снятии Кажаевой с занимаемой должности было принято вопреки решению местного политсовета.
Результаты проверок коснулись и вновь испеченных депутатов, которые занимали руководящие посты в бюджетной сфере Ангарска. Но отсутствие какой-либо реакции со стороны правоохранительных органов, видимо, придало уверенность "команде" в своей безнаказанности. А тут забрезжила новая надежда: оправившись от неожиданного поражения на выборах главы города 2007 года, Евгений Канухин становится министром ЖКХ области. И мэр АМО Андрей Козлов, похоже, отошел от испуга, став членом президиума регионального полит совета. Всё это придало уверенность "команде", что всё возвращается на "круги своя" и ничто их уже остановить не сможет.

Нарушение третье

Казалось бы, список наступивших на мозоль некоторым ангарским нечистоплотным дельцам на Жукове и Кажаевой заканчивается. Однако чувство самосохранения способно подтолкнуть к самым неадекватным поступкам. Видимо, поэтому 24 сентября депутаты совершили очередную административную расправу над "неугодным" решили снять с занимаемой должности вице-спикера городской Думы Антона Медко. Чем же он не угодил?
Как вы помните, после восстановления через суд в правах председателя КСП Светланы Кажаевой "инициативная группа" всё тех же депутатов собралась на внеочередное заседание Думы во время летних каникул. Собралась, чтобы отстранить её снова. Так как заместитель председателя Думы Антон Медко откровенно выступал против непродуманных решений, против незаконного отстранения председателя КСП от должности, то депутаты посчитали его позицию предвзятой и выразили Медко свое недоверие как ведущему заседаний Думы. Депутат Константин Моляров попросил сотоварищей заменить Антона Медко в качестве председателя заседания на Константина Шумаева.
Слуги народа сначала с воодушевлением подхватили идею Молярова, но вскоре сообразили, что реализация откровенно незаконного предложения может привести к отмене всех решений, принятых на этом заседании. Депутат Галина Рудникова, явно чувствовавшая себя на сессии дирижером, предложила пока этого не делать. Дав понять, что это станет следующим шагом. И тут же началась подготовка в виде психологической атаки на Медко. После каждой фразы председательствующего звучали выкрики: "Нарушение регламента!", "Просьба это зафиксировать!".
Метод подобной расправы был проверен временем "внесение в повестку незапланированного вопроса". Однако вышел он депутатам боком.
Опять же фракция проигнорировала решение политсовета о снятии этого вопроса с повестки дня.
Получается, что каждый раз, когда группа одиозных депутатов убирала с должностей принципиальных людей, которые всего-то и хотели - прозрачности финансовых операций и законности принимаемых решений - они грубейшим образом нарушали партийную дисциплину.
Это было третьим серьёзным нарушением. Но, как мы понимаем, партийную дисциплину в "Единой России" никто не отменял. И последствия не заставили себя долго ждать.
Кроме того, по инициативе местного политсовета в сентябре же создаётся комиссия, которой было поручено рассмотреть персональные дела депутатов-единороссов Александра Городского, Ми ха ила Дресвянского, Артема Дыдыкина, Ольги Ленц, Галины Рудниковой, Дениса Торбеева и Константина Шумаева.
По результатам работы комиссии политсоветом принято решение: Дресвянского, Рудникову, Торбеева, Городского из партии исключить, Дыдыкину вынести партийное предупреждение, вопрос по Шумаеву решить после его выздоровления, вопрос об исключении из партии Ленц направить на рассмотрение в региональный политсовет, членом которого она является.
Далее прошло ещё одно заседание политического совета Ангарского местного отделения партии "Единая Россия", где было вынесено решение:
"Предложить фракции партии "Единая Россия" в Думе г. Ангарска отменить решение Думы "Об освобождении от должности заместителя председателя Думы г. Ангарска депутата Медко А.А. в порядке отзыва".
Но и это решение местного политсовета членами фракции было откровенно проигнорировано. Вряд ли бы члены фракции могли позволить себе столь бесцеремонное отношение к местному политсовету, если бы не чувствовали поддержку регионального политсовета.
Как ни странно, народные избранники, обосновывая свои действия, заявляют: при чём здесь партия, если мы, как депутаты, в первую очередь представляем интересы избирателей? Из этого можно сделать выводы, что интересы партии, в которой они состоят, и избирателей, мягко говоря, не совпадают.
Да и память, однако, у них коротка. Напомню читателям, как все перечисленные выше депутаты оказались в Думе. Что только ни делалось покровителями этих кандидатов из регионального политсовета того периода, чтобы эти люди попали в партийный список, чтобы можно было для их поддержки использовать административный и партийный ресурс, ресурс региональной и федеральной власти. Ничуть не смущаясь, эти кандидаты позиционировали себя в городе даже как команда В.Путина. В ход пошел даже откровенный подлог партийного списка кандидатов в депутаты, представленного региональной конференции и принятого ею. Состав регионального политсовета сменился, но выводов, несмотря на неоднократные, стабильно остающиеся без ответов, обращения, так никто и не сделал. А участники этих событий, видимо, расценили данную победу как вседозволенность и возможность спокойно действовать по принципу: для достижения целей все средства хороши.

По чьим правилам играть?

Итак, политический конфликт, происходящий в Ангарске, достиг своего апогея.
Нельзя не отметить, что конфликт уходит корнями в 2002 год, когда к власти в городе пришла известная команда коммерсантов. Бесцеремонная приватизация муниципального имущества дала этой "команде" прочную материальную базу, которая позволяла упрочить и расширить сферу своего влияния. О какой объективности может идти разговор при рассмотрении "ангарского вопроса", если интересы ангарчан в региональном политсовете представлены только одной стороной: это Андрей Козлов, мэр АМО неизменный фигурант "Украденного города", и упоминаемая нами же Ольга Ленц - руководитель (вышедшей из-под контроля местного политсовета) фракции "Единая Россия" в городской Думе.
Именно их попытки преподнести принципиальную позицию Владимира Жукова как его мэрские амбиции и личные обиды выглядят хоть и неуклюже, но согласиться с ними очень удобно. Хотя на самом деле Жуков поднимал вопросы казнокрадства, еще будучи председателем городской Думы и был далеко "не обиженным". А действует он достаточно последовательно, исполняя данные на выборах свои и Леонида Михайлова обещания жителям города "вернуть город ангарчанам". Его упорству можно только позавидовать. А людей и городские общественные организации, которые тоже разделяют позицию первых лиц государства в вопросах борьбы с коррупцией, называют "людьми Жукова".
Но представьте себе, если бы региональный политсовет решил действительно разобраться, в чём причина. Сколько возникло бы неудобных вопросов, на которые пришлось бы искать ответы: кто выдвигал, кто просмотрел, почему не реагировали, кто прикрывал поступающую в политсовет информацию, кого, в конце концов, устраивало замалчивание многолетней ангарской проблемы, почему всегда, особо не разбираясь, били лишь одну сторону, пытавшуюся достучаться? И еще много вопросов, которые проще закрыть или хотя бы прикрыть, списав все на "обиженных и жалобщиков".
Но даже если предположить, что эти люди жалобщики, как в этом случае быть с представленными в наших публикациях документально подтвержденными фактами о финансовых злоупотреблениях в сотни миллионов рублей, правдивость которых признала даже ангарская прокуратура. Факты - вещь упрямая, и не замечать их в условиях объявленной первыми лицами государства борьбы с коррупцией невозможно и даже преступно. И нельзя не понимать, что решать вопрос рано или поздно придется.
Учитывая, что конфликт длится уже долго и сам по себе разрешиться не может, необходимость разобраться в причинах этого конфликта явно назрела. И неоднократные попытки регионального политсовета призвать стороны к примирению по определению не могли принести результата. Так как возникает резонный вопрос: по чьим правилам играть? Либо принять сторону, которая поддерживает и разделяет позицию руководства партии и первых лиц государства, либо, либо слиться в единое целое с местечковыми интересами ангарских "реформаторов" и дружно работать "по понятиям"?

Чего хотят избиратели?

Сегодня ангарская власть вершит судьбу города уже от лица своих избирателей. Но было бы интересно посмотреть обращения к ним этих избирателей. Когда и какие именно ангарчане просили народных избранников:
1) Вытеснить с "Ермака" более 500 детей и издевательски выделить оставшимся детям время для тренировок, в нарушение всяких санитарных норм, в шесть-семь часов утра?
2) Снять с должности председателя КСП, требующего хозяйского, законного расходования бюджетных средств и пресечения казнокрадства?
3) Повышать в разы разного рода местные налоги и тарифы в ущерб качества жизни избирателя?
4) Безрассудно распродать муниципальное имущество и оставить безо всякой надежды на получение жилья врачей, учителей, работников детских дошкольных учреждений, жилищного комплекса?
Как-то не приходилось мне слышать и от Владимира Путина обращения к "членам команды Путина", к которой наши реформаторы во время выборов себя причислили, расправляться с теми, кто борется с коррупцией, и вставать на защиту откровенных "казнокрадов". Вот и получается, что политические спекуляции, начатые "членами команды" в конце 2007 года, благополучно продолжаются по сей день с молчаливого согласия регионального политсовета.
Повторимся, что политсовет в конфликтной ситуации собирался трижды. На один из них был приглашен глава города Леонид Михайлов, уже как член партии "Единая Россия". Кстати, не лишним будет отметить, что восстановление Михайлова, исключённого из партии в 2007 году, заслуга местного политсовета.
Политсовету не удалось услышать внятной позиции главы города по отношению к демаршу депутатов против своего зампредседателя . В свойственной ему манере Леонид Михайлов занял позицию "невмешательства": в дела Думы я не лезу - это вопрос депутатов и их полномочий. Хотя очевидцы ангарских событий не могли не отметить, что перед каждым таким демаршем нужные депутаты собирались в кабинете Михайлова. Создается впечатление, что роль этакого беспомощного простачка, вполне устраивает его в достижении главной цели: избавиться от какого-либо контроля.
На той же Думе депутаты, члены фракции "Единая Россия", должны были выполнить рекомендацию местного политсовета - отменить решение Думы "Об освобождении от должности заместителя председателя Думы г. Ангарска депутата Антона Медко в порядке отзыва", но и в очередной раз откровенно ее игнорировали, всем своим видом показывая, что любое решение местного политсовета в отношении их региональный политсовет не примет.
Рассматривался и другой очень важный вопрос: о массовом увольнении работников ДРСУ и изъятии у высокорентабельного предприятия полностью всего имущества. Можно сказать, что началась процедура преднамеренного банкротства. Каким образом в Ангарске проводятся банкротства муниципальных предприятий и с какой целью, мы вам уже рассказывали, как рассказывали и о том, как муниципальная казна при этом потеряла сотни миллионов рублей. Но ДРСУ это тема следующей публикации.

Выводы

Что же получается? Многое в поведении членов фракции не находит объяснения. Депутаты неоднократно консолидировано голосуют за сомнительные решения, которые идут в противовес федеральным законам, несмотря на предостережения прокуратуры. И эти решения потом прокуратура вынуждена отменять через суд.
Снимают с должностей без каких-либо на то оснований своих же однопартийцев, борющихся за прозрачность использования бюджетных средств и пресечение казнокрадства.
Увольняют руководителя КСП, показавшего лучшие результаты по области в проверке финансово-хозяйственной деятельности муниципальных образований, практически на полгода упраздняют само КСП.
В то же время в состав своей фракции включают, вопреки решениям того же политсовета, депутата Константина Молярова, многоликость которого просто умиляет. Перед самыми выборами местного значения он вступил в партию "Единая Россия", чтобы оказаться в партийном списке кандидатов в депутаты "от команды". Под брендом "Единой России" для него довольно успешно прошли выборы в Думу Ангарска. Он вошёл в состав фракции "ЕР" в Думе.
Затем пришло время выборов в ЗС Иркутской области. Не получив добро от партии на выдвижение в депутаты ЗС от Ангарска, Моляров уходит из партии "Единой России", при этом не стесняясь порочит своих бывших коллег по партии и переходит в партию "Зеленых".
Но если на выборах в городскую Думу он представлял себя как "краповый берет", то на выборах в ЗС он примерил на себя новую личину - "Председатель Совета Отцов". Не получив желанный статус депутата ЗС, Моляров спустился снова на землю, прибившись к фракции "Единой России" в Думе города, и, несмотря на рекомендацию политсовета, исключить его из фракции, оставался в ней до последнего. И фракция почему-то держалась за такого человека!
После принятия решения на местном уровне об исключении из партии "ЕР" её членов, о которых мы писали выше, Константин Моляров, понимая, что позорного изгнания из фракции на этот раз ему не избежать, устроил перед городскими СМИ политическое шоу с заявлениями. Оказывается, он ничего общего не хочет иметь с этой партией.
Получается он откровенно порочит партию, а члены фракции молча это проглатывают. И более того: продолжают поддерживать его предложение о снятии с должности зампредседателя Думы Антона Медко, который является замсекретаря местного политсовета партии "ЕР".
Если проанализировать всё происходящее в политической жизни Ангарска, то такую логику членов фракции "ЕР" невозможно понять; либо сделать логичный вывод: ничего общего в поведении этих людей с целями и задачами, поставленными партией и первыми лицами государства, мы не увидим. Эти люди, скорее всего, пришли в партию, чтобы воспользоваться партийным ресурсом. И это печально.
Совершенно очевидно, что, начав системную борьбу с коррупцией на государственном уровне, первые лица государства рассчитывали на поддержку своих начинаний на региональном и муниципальном уровнях. В Ангарске этого не произошло. Этот национальный проект был встречен с полным равнодушием, а в отдельных случаях - и с откровенным саботажем.
Сегодня от позиции регионального политсовета зависит, насколько эффективно будет исполняться национальный проект борьбы с коррупцией. Сейчас слово - за ним.

Матвей Глебов
Аргументы недели. Восточная Сибирь



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ